Сергей Есенин, ранняя лирика: известные стихотворения и их особенности. Сергей Есенин: ранняя лирика Церковь и патриархальные порядки

Сергей Есенин, ранняя лирика: известные стихотворения и их особенности. Сергей Есенин: ранняя лирика Церковь и патриархальные порядки

Сергей Есенин воспринимается и читателями, и критиками прежде всего как певец русской природы. Это одна из ведущих тем его творчества. В стихотворениях Есенина отражается идеальная деревенская Россия, где под любящим взглядом поэта всё оживает и преображается, окрашивается в малиновые, синие, розовые и золотистые тона, обретает покой и гармонию. Недаром А.И. Солженицын был безмерно удивлён, когда посетил родину Есенина и увидел тесную избу, тёмную полоску леса, пустые стылые поля. Так не похож был пейзаж на поэтическую картину:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

«Выткался на озере…», 1910

«Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столько материала для красоты… которую тысячу лет топчут и не замечают», — писал А.И. Солженицын.

Отличительными чертами поэзии Есенина являются автобиографичность, доверительность, исповедальность интонации, вызывающие сопереживание читателя. Вы уже знаете, что жизнь и творчество поэта были неразрывно связаны. Его ранняя лирика окрашена грустным задумчивым настроением, мечтательностью, свойственной юности, полна любованием природой.

Природа часто воспринимается лирическим героем как храм. Мотивы молитвы, церковных песнопений отчётливо слышатся в его юношеских стихах, сам герой представляется «смиренным иноком», а поэтические образы приобретают религиозную окраску:

По меже, на перемётке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в чётки

Ивы — кроткие монашки.

«Край любимый…», 1914

Для создания крестьянской картины мира, где религия играла немалую роль, поэт использует церковнославянскую лексику, благодаря которой его стихи приобретают особую торжественность.

Многокрасочна цветовая палитра есенинских стихов. У Есенина есть любимые цвета. Золотым и жёлтым он пользуется при создании лирических автопортретов. Алый символизирует нежность и юность. Малиновый связан с колокольным звоном. Синий и голубой цвета, по мнению поэта, точнее всего характеризуют Россию. «Россия! Какое хорошее слово… И „роса“, и „сила“, и „синее“ что-то!» — писал Есенин Всеволоду Рождественскому, объясняя свою любовь к этому определению. Цветовые эпитеты в его стихах не столько описывают природу, сколько передают тончайшие оттенки душевного состояния, чувств лирического героя: в зависимости от того, белый, алый или багряно-красный цвет выбран поэтом, мы можем догадаться о его настроении и глубине переживаний. Часто цветопись усилена приёмом отражения, зеркальности:

Слишком я любил на этом свете

Всё, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь!

«Мы теперь уходим понемногу…», 1924

Во многом цветопись у Есенина продолжает фольклорную традицию: в песнях, сказках используются сочетания иконописных красок, поэт лишь добавляет оттенки. Кроме того, народная поэзия повлияла на образный и песенный строй лирики Есенина. Просторечная лексика, лексические повторы, необычные, неточные рифмы, мастерские аллитерации создают напевность есенинских стихотворений.

Постепенно Есенин движется от цветописи к звукописи как выразительному средству. В более поздней лирике именно звуковой строй стиха доминирует над цветом, отсюда романсовость, певучесть его поздних стихотворений.

По воспоминаниям современников, у Есенина была своя классификация образов. Для нас она очень важна: ведь ещё Пушкин призывал судить поэта по законам, им самим созданным. Так вот, Есенин выделял заставочный образ — простое уподобление одного предмета другому, корабельный — «уловления в каком-нибудь предмете, явлении или существе струения, где заставочный образ плывёт, как ладья по воде» и ангелический — «сотворение или пробитие из данной заставки и корабельного образа какого-нибудь окна, где струение являет из лика один или несколько новых ликов».

В поэзии Есенина много необычных, ярких образов, навеянных крестьянской жизнью. Наряду с олицетворением поэтом широко используется метафора — это основные художественные средства, позволяющие показать текучесть образов, взаимосвязь всего живого. Так, в стихотворении «Задымился вечер…» показана неразрывность природы, мира крестьянской избы и покоя в душе лирического героя. Сделано это с помощью взаимосвязанных метафор и олицетворений: «задымился вечер» — «полыхают зори» — «вьются паутины» — «в сердце почивают тишина и мощи». Сам поэт ратовал за свежие, необычные метафоры, которые позволили бы «раздвигать границы зрения словом» и смотреть на мир по-новому.

Очеловечены у поэта и деревья: и берёзка, и клён. Последний — по сути, двойник лирического героя. Есенин «очеловечивает» все предметы вокруг лирического героя. Такой принцип создания поэтического мира называется антропоморфи́змом. В поздней лирике Есенина антропоморфизм становится всё более явным. Из стихотворений исчезает церковнославянская лексика, образы становятся более точными, выверенными, появляются новые цветовые эпитеты, внешне упрощаются метафоры, но сохраняется ёмкость художественного образа.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2/ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016

Сергей Александрович Есенин занимает особое место в русской литературе. Нет человека в России, который не знал бы строки «Белая береза под моим окном», «Гой ты, Русь, моя родная». Творчество Сергея Александровича проникнуто чувствами любви к Родине, природе, деревне и т. д. Певучие мотивы лирики, легкость рифмы делают стихотворения Есенина быстрыми для запоминания.

Особенность лирики Есенина в описании природы, Родины – отсылка к устному народному творчеству. Множество образов, жанров использовал поэт в произведениях. Например, в произведении

«Гой ты, Русь, моя родная» слышны мотивы русской народной песни. Почти вся деревенская лирика Есенина построена на основе бытовых песен, частушек и т. д. Часто описывал в своих стихотворениях разные обряды русского человека. Например, в стихотворении «Матушка в купальницу по лесу ходила» описан день на Ивана Купала.

Самой главной особенностью лирики Есенина является, конечно, обилие изобразительно-выразительных средств. Они создают особую лиричность, образность. Самый излюбленный поэтом прием – олицетворение природы. В стихотворении «Береза» заря лениво обходит природу. Читая стихотворение «Зеленая

Прическа», мы понимаем, что Есенин описывает природу как юную девушку. Автор часто ассоциирует себя с природой. Например, в стихотворении «Заметался пожар голубой» Есенин говорит, что он, как запущенный сад.

Насыщенна лирика Есенина и необычными метафорами, эпитетами, сравнениями. Отдельное место в лирике занимают «цветные» эпитеты. Есенин любил описывать красочность природы: месяц голубой, береза белая. Часто осенняя природа у поэта покрывается золотом: «листва золотая», «золотая роща». Удивительны метафоры в описании природы: «морда месяца», «дым половодья», «косы-ветви». Сергей Александрович сравнивает Родину с любимой матерью, ассоциирует Русь с родным человеком.

Безусловно, ещё одной особенностью лирики Есенина является чувственное восприятие любви. Безрассудно, полностью отдавался поэт этому чувству. Любовь всегда страстная, пылкая: «зацелую допьяна, изомну, как цвет». Женщина часто ассоциируется с природой: «на закат ты розовый похожа». Только в сборнике «Москва кабацкая» Есенин обращается к женщине пренебрежительно, но в то же время и преклоняется перед ней.

Вся лирика Есенина представляет собой тонкое, чувственное восприятие мира. Стихотворения легкие, лиричные, но в них заключено множество приемов. Автор проповедует идеи доброты, любви, гуманизма.

Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе. Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют в ней по-своему осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обетованной, освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога: Земля моя золотая! Осенний светлый храм!

Христианство в ранней лирике Есенина носит народный характер. Традиции идут скорее не от Библии, и не от книжной культуры Православия, а от православия народного. Чисто формально используются мотивы и образы, характерные для полуапокрифического жанра «духовных стихов», да и для народного фольклора вообще.

Народное православие с самых древних времен причудливо переплелось с язычеством. В каждом нищем-бродяге может жить сам Христос, и его можно пожалеть, как брата:

И может быть пройду я мимо И не замечу в тайный час. Что в елях — крылья херувима, А под пеньком — голодный Спас.

Вся природа, как и характерно для языческого сознания, предстает одушевленной, мистически преобразованной, антропоморфной. О язычестве раннего Есенина говорит и название его первой книги «Радуница». Радуница — это церковный праздник поминовения усопших, восходящий к дохристианскому празднованию в честь Рода, божества-предка. Богородица сливается с образом богини-матери, земли, творящей силы природы. Спас также предстает чуть ли не языческим божеством.

Лирический герой ранней лирики Есенина — откровенный язычник:

Счастлив, кто в радости убогой. Живя без друга и врага. Пройдет проселочной дорогой, Молясь на копны и стога.

И природа, на которую он молится, одушевляется, наделяется качествами, свойственными только человеку, а сам человек растворяется в ней и теряет личные качества. Стихи Есенина — это заклинание природы, они переполнены прямыми обращениями:

Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка. Что загляделась в пруд?

Ранняя лирика Есенина очень гармонична. В ней присутствует целостная, стройная картина мира, позволяющая сказать о природе нечто такое, чего до него в литературе еще не говорили.

Очень важна для поэзии Есенина связь с народным творчеством. Он использует песенно-частушечные размеры:

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновые меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха, и это придает его лирике особенную музыкальность. Ранняя лирика Есенина в художественной форме выражает мироощущение простого русского крестьянина, но не исчерпывается им. а повествует об общечеловеческих ценностях — любви к родной природе, родной стране, к близким людям.

Есенин — это один из наиболее читаемых в наше время поэтов, он остается всегда современным, потому что близок к народу.

Стихи Есенина стали мне дороги сразу, как только я вошла в волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Все глубже изучая жизнь и творчество поэта, я полюбила его всей душой.

В ряду русских поэтов особое место занимает С. А. Есенин. Его ранние стихи полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы.

Именно рязанская природа воспитала чуткого, отзывчивого, доброго, прекрасного в своей простоте поэта С. Есенина. Картины родного края запечатлены в его незабываемой пленительной поэзии.

Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта.

Литературно-художественный анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая».

Почти каждый поэт пишет стихи о природе, затрагивает темы дружбы, любви, поэта и назначения поэзии, проблемы взаимоотношения с миром. Так или иначе останавливаются на проблеме жизни и смерти. И решает ее каждый по-своему.

Удивительно чистым родником народной поэзии представляется мне творчество Сергея Александровича Есенина. Поражаешься той большой и нескончаемой любви, которую поэт питал к родине, ее необозримым просторам и природе.

О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его стихах.

Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт — это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то «синью, упавшей в реку», то кроткой и безмятежной.

Анализ стихотворения «Неуютная жидкая лунность…», написанного в двадцать пятом году.

Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.

Нежную, яркую и напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство.

Поэзию Сергея Александровича Есенина нельзя назвать монотонной, она скорее разнолика. На различных этапах своей жизни Есенин выбирает абсолютно непохожие темы для своих стихотворений.

Выросший в глуши мещерских лесов под шум сосен и берез, под тихий шелест трав и всплески «лонных вод», Есенин не был знаком с музыкой революции, не испытывал тяжелого бремени деревенской жизни, но хорошо знал психологию земледельцев.

Сергей Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей.

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. А. Толстой Стихи Есенина — искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства.

За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая: ведь каждый любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин?

Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе. Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют в ней по-своему осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обетованной, освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога:
Земля моя золотая! Осенний светлый храм!
Христианство в ранней лирике Есенина носит народный характер. Традиции идут скорее не от

Библии, и не от книжной культуры Православия, а от православия народного. Чисто формально используются мотивы и образы, характерные для полуапокрифического жанра “духовных стихов”, да и для народного фольклора вообще.
Народное православие с самых древних времен причудливо переплелось с язычеством. В каждом нищем-бродяге может жить сам Христос, и его можно пожалеть, как брата:
И может быть пройду я мимо И не замечу в тайный час. Что в елях – крылья херувима, А под пеньком – голодный Спас.
Вся природа, как и характерно для языческого сознания, предстает одушевленной, мистически преобразованной, антропоморфной. О язычестве раннего Есенина говорит и название его первой книги “Радуница”. Радуница – это церковный праздник поминовения усопших, восходящий к дохристианскому празднованию в честь Рода, божества-предка. Богородица сливается с образом богини-матери, земли, творящей силы природы. Спас также предстает чуть ли не языческим божеством.
Лирический герой ранней лирики Есенина – откровенный язычник:
Счастлив, кто в радости убогой. Живя без друга и врага. Пройдет проселочной дорогой, Молясь на копны и стога.
И природа, на которую он молится, одушевляется, наделяется качествами, свойственными только человеку, а сам человек растворяется в ней и теряет личные качества. Стихи Есенина – это заклинание природы, они переполнены прямыми обращениями:
Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка. Что загляделась в пруд?
Ранняя лирика Есенина очень гармонична. В ней присутствует целостная, стройная картина мира, позволяющая сказать о природе нечто такое, чего до него в литературе еще не говорили.
Очень важна для поэзии Есенина связь с народным творчеством. Он использует песенно-частушечные размеры:
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновые меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха, и это придает его лирике особенную музыкальность. Ранняя лирика Есенина в художественной форме выражает мироощущение простого русского крестьянина, но не исчерпывается им. а повествует об общечеловеческих ценностях – любви к родной природе, родной стране, к близким людям.
Есенин – это один из наиболее читаемых в наше время поэтов, он остается всегда современным, потому что близок к народу.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Лишь тот блаженство знал, кто страстью Сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно Что не жил. В. Шекспир Художественная сила лирики С. Есенина в том, что за ней стоит его человеческая судьба, полная драматизма и противоречий. В Read More ......
  2. Все стихи С. Есенина, от певучих и нежных стихов о стране “березового ситца” до тревожных раздумий о судьбах России в “суровые грозные годы”, каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родине: – Но более всего – Любовь к Read More ......
  3. У Сережи есть свой голос красивый. Он любит Россию по-своему, как никто другой. И воспевает Ее по-своему. Березы, месяц, ржаные поля, озера – Вот его песня. И поет он ее всем своим существом. А. Андреев За темную гряду леса садилось Read More ......
  4. Многие считают, что Маяковский обладал “громким голосом” трибуна революции, был поэтом общественным по преимуществу, как он сам написал: “Себя смирял, становясь на горло собственной песне”. Все это и так, и не так. Голос был действительно громкий, рост – высокий, подбородок Read More ......
  5. Разрыв поэта и действительности – важнейшая особенность ранней лирики В. Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что “я” для него мало, он выступает новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно Read More ......
  6. С. А. Есенин и В. В. Маяковский – великие русские поэты начала 20 века. Это поэты-вехи, культовые поэты. Их творчество во многом создало “лицо” того непростого времени, по их произведениям во многом мы судим о людях тех лет. Стихи Есенина Read More ......
  7. Лермонтов считал себя литературным “сыном” Пушкина, но, как мы видим, он представлял собой нечто совершенно новое для русской литературы. Возможно, он так и остался единственным в своем роде, потому что ничего, хотя бы отдаленно напоминающего его музу, в русской литературе Read More ......
  8. Творчество Есенина, без сомнения, является особой вехой в истории русской литературы начала 20 века. Родился будущий поэт в селе Константинове Рязанской губернии. Естественно, что тема родной земли, природы стали основными в его творчестве. Однако Есенин очень часто обращался и к Read More ......
Ранняя лирика Есенина

Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Выходит первое печатное издание мало кому известного двадцатилетнего поэта из Рязани - Сергея Есенина. Могут ли стихи, наполненные светлым чувством к Родине и всему живому на Земле, оставить кого-нибудь равнодушным? Чем отличается от других поэтов Сергей Есенин? Ранняя лирика Есенина и ее особенности будут рассмотрены далее.

Биография поэта

Сергей Александрович Есенин родился 18 октября 1895 года. Когда поэту исполнилось два года, мать ушла от отца, а воспитанием Сергея занимались бабушка и дедушка. Они жили в достатке и воспитывали еще троих сыновей, с которыми и проводил большую часть времени Сергей. Они научили поэта плавать и работать на поле.

Именно бабушка привила поэту любовь к литературе. Она рассказывала Сергею массу народных сказок, песен и частушек. Считается, что бабушкины рассказы стали толчком для написания собственных произведений. Дед Сергея Александровича был знатоком церковных книг, поэтому в семье Есенина было принято проводить ежевечернее чтение книг на религиозную тематику.

После окончания обучения в школе Есенин вернулся в Москву и устроился на работу в мясную лавку к своему отцу. После он работал в типографии.

Особенности ранней лирики Есенина

Сергей Александрович - один из гениальнейших Могут ли стихотворения, пропитанные огромной любовью к родине и всему живому на планете, оставить кого-нибудь равнодушным? Конечно нет. В произведениях поэта присутствует любовь и к родной земле, и к природе, а также к женщинам и животным. Но этим ли отличается Сергей Александрович Есенин? Ранняя лирика поэта - это вечная борьба человеческих эмоций, положительного и отрицательного, света и тьмы, богатства и бедности. Даже в самые тяжелые моменты поэт не изменяет своей Родине и народу.

В всегда присутствуют самые сложные социально-классовые, моральные и этические проблемы. Поэт постоянно находится в раздумьях о судьбе России. Именно любовь к ней была главной темой в творчестве поэта. Также лирико-философские стихи пишет Есенин. Ранняя лирика поэта имеет философские черты. В таких произведениях масса сокровенного и лично пережитого литератором переплетается с человеческой добротой и теплом. Именно этого сейчас и не хватает в нашем мире.

Прозаик

Чем ещё может удивить нас Сергей Есенин? Ранняя лирика поэта славится не только замечательными стихотворениями, но и романтично-эмоциональными прозаическими произведениями. Они открыто показывают народную жизнь. Есенин стал первопроходцем советской поэзии. Он один из первых осмыслил, а также раскрыл значение Октябрьской революции для общества. Он считал, что именно революция открыла человечеству путь к духовному возрождению.

Ранняя лирика Есенина: стихотворения

Лирика Сергея Александровича пронизана душевностью и искренностью, добротой и беспокойством за судьбу своих соотечественников, а также народов других стран и национальностей.

Произведения Есенина актуальны и сегодня. Они призывают сохранять мир во всем мире и затрагивают самые острые проблемы нашего времени. Время идет, история меняется... Есенин, как никто другой, это чутко чувствует и нередко размышляет на морально-этическую и политическую темы. Каждое стихотворение великого мастера пера прекрасно по своему. Достаточно сложно выделить лучшее, ведь каждое произведение несет что-то свое, необычайно прекрасное.

Ох, как часто в своих произведениях поэт пишет о русской березке. Именно с ней литератор ассоциирует Россию. Читая стихотворения Есенина, невольно переносишь себя в березовую рощу, где слышно, как завораживающе поют птицы и капает березовый сок.

Природа в стихотворениях Сергея Александровича Есенина

Как говорилось ранее, о природе также любил писать Есенин. Ранняя лирика наполнена массой стихотворений, которые пропитаны и всему живому. Поэт в своих произведениях сравнивает природу с божественным храмом, звезды - с небесными лампадками, и это лишь малая часть его метафорических сравнений.

Нередко в пейзажная лирика переплетается с библейскими образами. В его стихах наиболее часто встречается синий и голубой цвета, а также множество их оттенков. Однако, чтобы придать торжественность стихотворению, он добавлял малиновой краски.

Гордецкий восхищался Есениным. Он считал, что хороший поэт должен распознавать все цветы родины. По его мнению, Есенин каждую травинку не только знал, но и называл по имени-отчеству. Интересно, что при исследовании творчества Сергея Александровича в его произведениях было насчитано по двадцать разновидностей деревьев и цветов, а животных и птиц - около ста.

Немалую роль в произведениях поэта играли образы луны и солнца. Нередко Есенин использовал мифы о небе, солнце и луне для создания собственной системы знаков и символов. Именно этим всем и характеризуется ранняя лирика Есенина. Стихотворения наполнены любовью ко всему живому, и это не может оставить равнодушным.

Сергей Александрович Есенин прожил малое количество лет, тем не менее оставил не только массу стихотворений, но и множество загадок о своей жизни. Поэт был достаточно любвеобильным человеком. За короткую жизнь у него было множество романов с самыми разнообразными девушками. Одним из самых известных был роман с внучкой Льва Толстого. Интересно, что девушка хотела отправить поэта на лечение от алкогольной зависимости, но он сбежал с клиники. Некоторые исследователи считают, что в клинику Есенин лег для того, чтобы избежать ареста.

Тайнами овеяна и смерть поэта. По официальным данным, Есенин наложил на себя руки. Однако литературоведы считают, что это не так, ведь в последний вечер поэт был в приподнятом настроении и ни слова не обмолвил о каких-либо переживаниях своим друзьям.

С. А. Есенин - великий прозаик и поэт. Трепетной любовью к родной земле, растениям, животным и людям пропитаны все стихи Есенина. Ранняя лирика литератора ассоциируется с бурей эмоций, самыми сложными политическими и моральными проблемами. Темы его произведений актуальны и в наше время.



просмотров