Пейзажная лирика в поэзии есенина. Возможно это вас заинтересует

Пейзажная лирика в поэзии есенина. Возможно это вас заинтересует

Творчество Сергея Александровича Есенина вобрала у себя достижение как классической, «золотых пор», так и современной ему «серебряных пор» русской поэзии. На его поэтический мир более всего повлиял О. Блок, поскольку «именно художественный опыт Блока убедил Есенина в том, что его органической темой является судьба русского села, России, которая его малый («ситцевий») мир вбирает у себя большой». С. Есенин принадлежал к группировке поэтов, которые называли себя «ново крестьянскими» (М. Клюев, С. Кличков, П. Орешкин и др.). Опираясь на фольклорно-песенную основу своих предшественников - крестьянских поэтов Х1Х вот, обогащая ее древнерусским, славянским мифологизмом и народной религиозностью, эти создавали уже в русле новых идейных и стилистических поисков в свое время русского символизма, акмеизму и имажинизма.

Пейзажная лирика Есенина является лучшей частью его творчества. Увлечение и тихую радость, любование и обожествление - все оттенки благоговения перед дивом родной природы мы найдем у поэта («Выткался на озере алый свет зари», «Весенний вечер», «Береза», «Восход солнца», «Звезды», «Ночь» и др.). Тем не менее не следует считать пейзаж Есенина обычной зарисовкой природы, иногда очень похожим на русский «лубок» искусство, и, в частности, народная живопись с его праздничностью, те описания лебединой породы, с яркими красками произвели впечатление на Есенина. Он ориентировался на народную живопись и в цветах голубой, золотой, синий, малиновый и даже в содержании (скажем, кому «лубку», так и в стихах Есенина небо и вода некогда не бывают синими, вопреки всегда заселенным звездами рыбами, кораблями, чудовищами). И только па первый взгляд кажется, что поэт захвачен лишь любимой им из детства родной «натуры»: леса, хаток, дорог и озер и березовых рощ. На самом деле все значительно сложнее. Из того же народного искусства Есенина приходит осознание неразрывной связи между человеком и природой, и важнейшим принципом его художественного мышления становится стремление к всеобщей гармонии, ко всему существующему.

Люди, животных, растения, стихии и предметы - за Есениным, дети единой матери-природы. В его поэзии мы видим, как очеловеченную природу (скажем, у его босоногой березки, подруги златоглавого клена есть соперница - черемуха, холодная, в своих белоснежно-пенных кружевах) так и человека от вечного фольклорного дерева, имя которому жизнь, берет свое начало есенинские образы, где человек уподоблен дереву, ее душа: - бесконечному полю, руки уподоблены ветвям, глаза - листве и т. п.). Сам поэт ощутил себя природой, стихией, старшим братом умных животных, «дитятею дерева».

«Из толпы» он выделяет ярчайшие, покрытое осенней позолотой дерево - клен, так как «главой» тот «похожий» на него. Есенинские « колосья-кони», «синие чащи», «рыжее стадо», «молодость берез», «красногривый жеребенок», «золото овса», «зеленые лапы», «птичий гомон », «песни дождей и черемух» - это тот естественный мир, в единстве с которым человек может быть счастливым. И этой гармонии угрожает революция - «красный поезд», который столкнул "мильным дуралеем» лошадкою, и, конечно ж, победил. С приходом революции в поэзии Есенина появляются печальные и даже трагические мотивы, она вносила дисгармонию в его мир, разрушала то, что создавалось годами. Есенин из тех, кто в русской поэзии переживал послереволюционные мины в русском селе.

Есенин - представитель нового, постнекрасовского поколения крестьянской и пейзажной лирики. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философским проблемам: история и революция, деревня и город, жизнь и смерть, государство и народ, народ и отдельная личность, и то, что интересует нас более всего - природа и человек. Выражение глубоких человеческих чувств через картины природы - самая характерная особенность есенинской лирики. Есенинская лирика невероятно наполнена душой, движением. Она очень многогранна. Открытость стиля, напор, размах, чувства, преобладающие над рационализмом, “буйство глаз и половодье чувств” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 г. - ее эмоциональные визитные карточки. Выражая себя передачей образов предельно лаконично, но, тем не менее, максимально живописностно, его лирика заставляет нас задуматься о том, как удавалась Есенину такая передача образа. Как удавалось чувствовать себя “одноногим кленом”, ощутить как “увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М.1961 г.? Но лирика Есенина не была лишь лирикой природы. И если образность свою растил он на природе, чувственность в своей натуре, то убедительность нашел в своей эпохе. В его поэзии жило и время. Бурное время войн и революций, неопределенность, витавшая в воздухе, не могла не отложить свой отпечаток на поэзию неравнодушного к судьбам Родины человека. Она проникнута и пониманием того, что близок конец той Руси, в которой он был рожден, патриархально-замшелой, дремучей, той, которую он чувствовал. Пониманием жесткости нового. Пониманием того, что ту Россию не вернуть уже состраданием "ко всему живому на земле". Тот, кто живет в лирике Есенина, его лирический герой сложен. Его характер драматичен, а зачастую и даже трагичен. Он, этот герой существует на той точке судьбы страны, когда меняется не только страна, но и вековой уклад, строй общественной мысли. Поэзия Есенина подчиняет нас себе, не отпускает ни шаг. Ее эмоциональный, душевный танец стиха невероятно сплетен с четким внутренним ритмом. Как бы это не прозвучало, но он был подлинно вдохновенным певцом родной земли, ее природы. Первые публикации стихов молодого, неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом. Затем появляются сборники его стихотворений "Радуница" (1916) и "Голубень" (1918). Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство среднерусской природы, сокровенный мир своего лирического героя. У Есенина был редчайший дар слышать почти неслышные, тишайшие колебания природы. Он мог слышать “звон надломленной осоки” и то, как “нежно охает ячменная солома” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Красота его поэтического видения природы, ее “очеловечивание”, заставляет любого увидеть это вместе с ним. Черемухи “в белых накидках”, “пригорюнившиеся девушки-ели”, “зеленокосая березка”, “клен на одной ноге”, “ звезды-ласточки”. Весь этот мистический, тихий сказочный лес растет по всей его необъятной “голубой Руси”, как образец абсолютной, в своей уникальности, метафоричности образа. Человек, сумевший вырастить этот лес и населивший его “плачущей метелью”, “осенью, рыжей кобылой, чешущей гриву”, “схимником-ветром” - тончайший лирик, человек природы, нашедший, и понявший ее душу. Прием олицетворения, самый частый прием к которому прибегал Есенин в своей природной лирике, сделал его манеру совершенно неповторимой, недоступной, практически, для копирования. Есенина ни в коей мере не стоит именовать только пейзажистом, певцом родных кущ и долин. Это был всеобъемлющий поэт, с огромным пониманием общности и цельности мира, поэт очень трагичной судьбы. Чего стоит одна его смерть. Но этот же человек, поэт, упивался жизнью, любил жизнь так сильно, без всякой оглядки на людское мнение. Этот же самый человек в своей яростной любви был поэтически наблюдателен, точен, отмечая, запечатлевая в насыщенном образе секундное проявление красоты или нежности. Особенно, природной красоты. Насколько точными красивыми образами он мог наполнить простые, казалось бы, и незатейливые вещи, окружавшие его - вспомним стихи, которые он сам назвал первыми:

“Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет” “Там, где капустные грядки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. . 1961 г.

Потрясающе красиво и чувственно, но с тем настолько просто. Здесь начинают жить, двигаться абсолютно все поэтические объекты, все образы. Такой динамики картин природы, как у Есенина, не было в русской пейзажной лирике ни до, ни после Есенина. Природа у Есенина наполнена цветом, красок бесчисленное множество, палитра очень широка. В ней присутствуют малейшие оттенки цветов. Есть и гармоничные, легко сочетаемые и резко контрастные: “горят серебряные росы” “С добрым утром!” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.:Художественная литература. . 1961 г., “злато-карий омут”, “золотое гниенье в полях”, “пожар голубой”. Все как будто светиться, играет, преломляясь в лучах солнца или искрясь под луной. Но основные есенинские цвета - голубой и синий. Эти цвета у Есенина создают атмосферу радости бытия. Путем простой выборки, я попробовала посчитать у Есенина слова имеющие основой своей голубой цвет или синий. Начала и перестала, осознав, что только на одной странице пятитомника их может попасться до трех. Эти цвета, цвета неба, цвета необъятной безмятежности подчеркивают, усиливают глубину образа. В синем есть какая-то пронзительность и бесконечный простор. Возможно, для Есенина этот цвет был чем-то большим, чем просто цвет, может быть, он был для него каким-то воспоминанием из детства, или символизировал собой огромную, необъятную Россию. Мне представляется, что для Есенина, “синь” - это все. Все, что дышит и все, что живет; то, что раньше называли “эфир”. “Синь то дремлет, то вздыхает” “Сохнет стаявшая глина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.. Голубой - это цвет нашей планеты, цвет земного шара. Любое сравнение, любая метафоричность, символизм, а синий цвет был для Есенина, вне всякого сомнения, символичен, существуют у него не сами по себе, не ради красоты слога. Он использует их лишь едино для того, чтобы полней передать свои чувства, их эмоциональный строй, порыв. Русь ли у него голубая “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. или же “синь сосет глаза” “Гой ты, Русь моя родная” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г., но это всегда красиво и представляемо:

“На плетнях висят баранки

Хлебной брагой льет теплынь.

Солнца струганные дранки

Загораживают синь” “На плетнях висят баранки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.

Еще, конечно же, был золотой цвет, но это отдельная, личностная часть есенинской поэтической гаммы. Этот цвет был для него связующей, почти друидической нитью между ним и природой, осенью, увяданием листвы на деревьях. Мысль об изначальном, глубинном единстве человека и природы неоспорима для Есенина. Она - одна из главных движущих сил его поэзии. Корни этой поэзии - народные. У древних славян, как и у кельтских народов, деревья почитались за живые существа. Да и быт сильно зависел от дерева. Обувь, посуда и другие предметы обихода были сделаны из древесины. “Всё от древа - вот религия мысли нашего народа” - говорил Есенин: “все мы яблони и вишни голубого сада” “Певущий зов” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. Поэтому, не удивительно, что основным, “сквозным” образом всей его поэзии стала сама природа, олицетворенная в деревьях, наиболее, визуально, напоминающих человека (крона-голова, ствол-тело, ветви-руки). Есть два оживленных Есениным образа, которые он пронес через всю свою поэтическую жизнь. Это - клен и береза. Есенинская береза многоцветна и абсолютно жива: “Березки! Девушки-березки!” “Письмо к сестре” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Она может быть “зеленокосой”, белой - “строен и бел, как березка” “К теплому свету, на отчий порог” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “береза-свечка”, также голубой, ходячей, любой. Именно береза, стала одним из начальных мостиков от Есенина к читателю. Первым напечатанным стихотворением для Есенина стала именно - “Береза”, появившееся в детском журнале “Мирок” в 1914 г. Прожив в лирике Есенина всю его поэтическую жизнь, береза превратилась для Есенина из просто девушки в некий абсолют нежности, тишины, покоя и умиротворения: “И березами заплаканный наш тракт” “Пугачев” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г., “березовый шорох теней” “Я помню, любимая, помню” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Есенинская береза, пожалуй, один из самых прекрасных поэтических образов в русской поэзии, олицетворяющий собой девушку, женщину:

“Вернулся я

В родимый дом

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом” “Мой путь” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.

Ветви березы для Есенина могут совершенно разными. То это “шелковые косы”, то “зеленые сережки”. Ствол березы мог оборотиться нежнейшим “белым молоком” или стать “белым ситцем”, “холщовым сарафаном”. Можно увидеть, что береза для Есенина, это абсолютный прообраз женского в природе и жизни, а также ниточка, связывающая его с малой родиной. Конечно, использование образа березы, наиболее характерно для раннего периода творчества Есенина. Но этот образ не покидает есенинскую лирику всю его жизнь. Он возникает и в совсем позднем его творчестве. Он появляется каждый раз, когда поэт обращается к родным местам, к малой родине, Константиново: “Письмо к сестре”, “Мой путь”, “Ты запой мне ту песню, что прежде”. Второй потрясающий образ, созданный Есениным, это - клен. Но это образ очень личный, не мужской вообще, а применяемый к себе, к своему эмоциональному миру, к собственным переживаниям. Нет, это не поэтический двойник поэта. Это - друг. Единство человека и природы, в изображении Есенина, может быть практически автопортретным: “ах, увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961., “тот старый клен головой на меня похож” “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “сам себе казался я таким же кленом” “Клен ты мой опавший, клен заледенелый” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.. “Кленонечек” появляется в первых же стихотворениях Есенина и, претерпевая различные метаморфозы, болезни, старение доходит до конца творчества, становясь совсем осязаемым в потрясающем стихотворении “Клен ты мой опавший”. Как правило, в поэзии Есенина, клен появляется там, где поэт затрагивает тему человека, сбившегося с пути. Там, где человек скандалит, болеет душой, тоскует: “Не жалею, не зову не плачу”, “Сукин сын”, “Серая, хмурая высь”, “Поэма о 36”, “Сорокоуст”, и т.д. Создавая этот образ, поэт стремился сблизить реальность и образность. Поэтому иногда он характеризует клен прилагательными в прямом их смысле: (старый, опавший, подгнивший, маленький и т.д.), а часто одушевляет его, рисуя метафорически: (клен на одной ноге и т.д.) С помощью несогласованных определений (клен на одной ноге), поэт наделяет дерево-образ большей жизнью. Клен такой же живой участник сцены, как и береза: “клены морщатся ушами длинных веток” “Русь советская” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961..

Это стремление очеловечить природу глубоко корнями своими уходит в народный фольклор. Все народные, старинные метафоры строились на стремлении человека сделать понятными для себя природные явления, “одомашнить” саму природу. Сделать их кем-то, с кем можно поговорить, попросить заступничества. Если взять русские народные сказки, то едва ли не в каждой другом и помощником человека являлась природа. Пейзажную лирику Есенина, если ее можно полностью назвать таковой, как раз таки, на мой взгляд, в первую очередь и характеризует ее некоторое отличие в понимании, чувствовании природы, нежели у многих русских поэтов и писателей, оперировавших в своем творчестве образами русской природы. В его поэзии гораздо сильней момент самого русского фольклора. Есенин часто заимствует известный народный прием описания природы; берутся несколько явлений или вещественных объектов или животных и соединяются в одном образе: “изба-старуха челюстью порога” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961., “Месяц, всадник унылый, уронил повода” “Покраснела рябина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961.. Сам Есенин подобный способ объединения называл “заставкой”. Развив “заставку” поэт мог построить целую цепочку поэтических образов, нанизывая их друг на друга, и создавая бесконечнечное повествование, прервать которое мог только он по собственному усмотрению:

“Мудростью пухнет слово,

Вязью колося поля.

Над тучами, как корова,

Хвост задрала заря.

Вижу тебя из окошка,

Зиждитель щедрый,

Ризою над землею

Свесивший небеса.

солнце, как кошка,

С небесной вербы

Лапкою золотою

Трогает мои волоса” “Преображение” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 ..

Многие из подобных “заставок”, вернее основ для “заставок” Есенин брал напрямую из русских загадок, из народной мифологии: (месяц - всадник, небесный сеятель, ветер - конь), и создавал свой, неповторимый мир народно-поэтических образов. Обычное для народной лирики одушевление пейзажа, живые параллели в творчестве Есенина играют меньшую роль, чем найденные им самим способы лирической интерпретации образа. Но все равно, народная-поэтическая “подпитка”, даже будучи творчески развита и переработана Есениным, оставалась главенствующей при создании поэтических образов. Налицо присутствует мифологичность, та древняя, языческая, шаманская суть Руси. Природа тогда являлась для человека независимой, грозной, но, одновременно и очень близкой, доброй силой. Силой, которая могла наказать, но и могла любить нежно, как любит мать ребенка:

“Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит” “Матушка в купальницу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Это напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина ощущается то древнее отношение к природе, когда человек был с ней на равных и не пытался лишь покорять и управлять ею. Есенин почти каждым своим стихотворением признает природу за живое существо. Еще одним подтверждением прямой связи есенинской лирики со славянской, народной языковой традицией может служить обильное применение народной лексики. Вот небольшая часть диалектизмов, которые часто встречаются в его раннем творчестве: “жамкать” (жевать), "булдыжник” (буян), “корогод” (хоровод), “плакида” (плакальщица), “cутемень” (сумерки), “еланка” (поляна). Интересен также выбор глаголов Есениным. Не считая прямых глаголов, отражающих действие, по есенинским стихам разбросаны “озвученные глаголы”, лес “взвенивает”, река воркует, тучи “ржут”, звезды “щебетнули”. Есенин полностью ощущает самостоятельность природы, ее одушевленность. Особенно сильно это звучит там, где природа является единственным героем:

“Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу” “Осень” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. М. 1961.

“Осень”, вообще, одно из самых живых, в смысле, природно-живых стихотворений Есенина. Осень здесь совершенно точно нарисована и цветом “рыжий”, “рябиновый”, и воплощенным образом “рыжая кобыла - чешет гривы”. Здесь Есенин просто внутренний наблюдатель, он ощущает себя частью природы, ее учеником и добрым соседом. Он един с нею. Он не рисует ее, он не пейзажист, он не пасторальный, сладкий поэт, восхищающийся лишь красотами заката, и птичкой на ветке. Он как бы живет в ней:

“Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья”“Я пастух, мои палаты…” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Поэтому-то у него и нет чисто пейзажных стихов. Пейзаж для Есенина это не просто способ иллюстрировать чувства, которые владеют поэтом. Природа для него близкое существо, чей чувственный, эмоциональный окрас совпадает с есенинским. Природа и человек существуют рядом, живут бок о бок, они друзья. Ощущая вечность, повторяющийся цикл жизни и смерти, природа, вместе с Есениным спокойны. Они не пытаются вмешиваться в естественное течение жизни:

“Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом” “Не вернусь я в отчий дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Из всего вышесказанного логически вытекает вывод, что поэт, так боготворивший родную природу и столь вдумчиво изучивший фольклор народа, ценил свое отечество превыше всего на свете. Любовь к природе, к родным рязанским полям, к его "стране березового ситца", понимание своего собственного происхождения, своих истоков и корней превращает лирику Есенина в огромную поэму о доме, о России, и о природе, как части ее. Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторически, а конкретно, в зримых и четких пейзажных образах:

“О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску” “Запели тесаные дроги” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

На мой взгляд, немногим удавалось так проникновенно и так образно как он писать о России. Так пишут о любимой женщине, о матери, о живом. А в этих стихах Русь и предстает перед нами живой, способной тосковать, испытывать боль. Есенин - сын России, сострадающий своей "стране березового ситца", наполненной “синью”, и живущий в ней. И всегда эта “синь”, “синь, упавшая в реку” подчеркивает момент его слияния с Россией и ее природой. Он, как человек, испытавший много тягот и несчастий, но познавший и великое счастье любви, понимает, что и в самую тяжкую минуту, или в минуту абсолютной человеческой радости, Родина, родная природа это то, что всегда разделит с тобой и счастье и горе. Ты в любую минуту повернешься к ней и будешь принят:

“Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла” “Стансы” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Есенин понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, будучи мощней творческой единицей, он, как и каждый, по-настоящему большой художник был равно велик и в силе и в слабости. Сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему, как персонально, так и под давлением обстоятельств. Со временем есенинские строки начинают приобретать фатальный оттенок:

“Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Можно проследить, почувствовать, как постепенно, к Есенину приходит ощущение вечного кругового, повторяющегося течения жизни, и неизбежности смерти как непреложного закона этой жизни. В последние годы своей жизни Есенин странно раздвоен. На Востоке в его отображении природы играет покой, весна “свет вечерний шафранного края, тихо розы бегут по полям” “Свет вечерний шафранного края” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Мир наполнен “молчащими ночью кипарисами” “Отчего луна так светит тускло” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 ., лепестками роз, что “как светильники горят” “Голубая родина Фирдуси” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961., “запах олеандра и левкоя” разлит в воздухе. Картина родной природы совершенно противоположна. Там грустное мелколесье, там зима и метель, природа как бы спит. Особенно пронзительно выглядит стихотворение “Клен ты мой опавший, клен заледенелый”. Есенин отождествляет родной пейзаж с местом, где царят “мерзлые осины”, “застывшие березки”, где “березы в белом плачут по лесам”, там на липах не цветы, там на “липах снег и иней”, там приходится “чтить метель за синий цветень мая” “Может поздно, может, слишком рано” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 .. Лирика Есенина “холодеет”. Она становиться почти надрывной. Уходит из нее лето, вместо золотого и голубого, вместо вечной “сини” все постепенно становиться белым, снежным иногда. Березы застывают, его любимый клен стоит “заледенелый”, да и не клен это уже, а “просто столб позорный - на нем бы вешать, иль отдать на слом” “Метель” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Природа как бы застывает. Природа здесь, она никуда не делась, но в ней нет того бурного движенья, нет динамики, что была раньше. Все приходит к концу. Описание природы напоминает собственную эпитафию:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Есенинская природа прошла вместе с ним все жизненные циклы - весну, лето, осень, навсегда остановившись в точке зимы. Творческое наследие С. А. Есенина очень близко сегодняшним, возрождающимся представлениям о мире и природе, где человек - только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее и живущая с ней. Чувство природы, ощущение нахождения в ней человека, единства мира, это поэтическое завещание Есенина. Попадая в мир его поэтических образов, мы вольно, или невольно, можем почувствовать себя братьями и сестрами березы, клена, рябинового куста, разного "зверья", бескрайного поля, месяца и солнца. Заимствовав у народа, в народной мифологии и фольклоре его любовный, трепетный взгляд на природу, Есенин развил его и смог донести до нас, перевел то, что чувствовали наши предки, понимая и чувствуя природу как себя самих. Его образ природы, помогает нам, в большей степени ощущать себя людьми и не терять человечность.

В пейзажной лирике Есенина особое место занимают образы осени и зимней метели, которые обычно связаны с мотивами грусти, сожаления о совершенных ошибках и придают особый эмоциональный тон стихотворению. Таковы образ метели в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и картина осенней природы в стихотворении «Отговорила роща золотая...».

Стремясь выразить красоту и силу лирического чувства, поэт обращается к стилистическим приемам, помогающим создать зримые, четкие образы. В стихах Есенина представлена почти вся цветовая гамма, но особо любимы им золотой, синий Щ алый цвета. Говоря о художественном своеобразии есенинской лирики, важно обратить внимание на композицию стихов поэта. В стихах Есенина начальные строчки являются важным композиционным элементом, в них обычно в сжатом виде намечена та тема, которой посвящено данное произведение. Часто эти строчки представляют собой своеобразный тезис, констатацию определенной авторской мысли, которая получает затем дальнейшее развитие! «Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные поля», «Каждый труд благослови, удача!»

Важную функцию выполняют и своеобразные изречения, в которых обобщены жизненные наблюдения поэта. Нередко они стоят в конце стихотворения, как бы подытоживая его: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть» «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле».

Наиболее распространенной композиционной формой в лирике Есенина является кольцевая композиция, когда в конце стихотворения поэт вновь возвращается к начальному тезису. Так построено, например, стихотворение «Дорогая, сядем рядом...». Однако довольно часто мы сталкиваемся с видоизмененным зачином стихотворения: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком...». И концовка: «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком.

Лирика Есенина близка устному народному творчеству. Покажите с помощью конкретных примеров, какую роль в стихах поэта играют излюбленные приемы народного творчества - психологический параллелизм и повтор. Расскажите, какое влияние оказала есенинская поэтика, есенинская образность на творческие искания русских поэтов последующих поколений.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О пейзажной лирике Есенина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Приобщая младших школьников к культуре эстетического восприятия лирических произведений, учитель должен обращать их внимание на специфику содержания и формы лирики. Объектом лирики является внутренний мир человека, жизнь души. Поэтому основное содержание лирики - это лирическое переживание лирического героя, то есть его мысли, чувства, настроения, то эмоционально-духовное состояние, которое не требует для своего восприятия ни обрисовки характера героя, его поведения, ни изображения событий, как, например, в эпосе.

Так как лирика стремится запечатлеть миг внутренней человеческой жизни, краткий момент душевного состояния, то лирическое произведение отличается повышенным эмоциональным накалом, концентрированностью чувств и мыслей. Это определяет и лаконизм, и емкость в выражении чувств, и особенности поэтического слова в лирике. Оно характеризуется значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического оттенка, ударения, паузы.

Литературоведы выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей, описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературы в начальной школе.

На что учителю нужно обращать внимание при работе с лирическими текстами?

Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является адекватность (соответствие) эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в лирическом тексте. Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания. Без этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной. Для решения этой задачи учитель может использовать следующие методические приемы:

  • - обратиться к жизненному опыту детей;
  • - активизировать их личные переживания;
  • - настроить эмоции детей с помощью творческих заданий;
  • - рассказать о собственном отношении к произведению;
  • - рассказать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, дружба, верность, ностальгия и т. д.).
  • - рассказать об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной этого (разлука с родиной, предательство друга, ссылка и т.д.) .

Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. Только вдохновенное чтение способно вызвать соответствующие эмоции слушателей, заворожить их «музыкой стиха». Очень часто эта принципиальная особенность лирики «не замечается» учителем на уроке. Чтение лирического стихотворения не всегда сопровождается необходимым эмоциональным накалом, и тогда последующая работа с текстом, не «осердеченным» переживаниями слушателей, идет «вхолостую».

В пейзажной лирике, с которой чаще всего сталкивается младший школьник, используется прием так называемого психологического параллелизма, с помощью которого автор подчеркивает аналогию, параллель между картинами природы и настроением лирического героя. Поэтому понять основное содержание такого стихотворения - значит воспроизвести в собственном воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя.

Какие методические приемы стоит использовать при работе с лирикой?

Исходя из этого, учитель должен как можно больше времени уделять анализу поэтических картин природы в произведениях пейзажной лирики. Одновременно ему следует учить юного читателя видеть за картинами природы чувства и переживания автора и героя. Традиционной ошибкой на уроках в начальной школе является неполнота «расшифровки» пейзажного образа: работа с текстом заканчивается анализом природных образов, не доходя до осмысления основного содержания лирического текста - чувств, переживаний, размышлений лирического героя.

Для решения этих задач учитель может активно использовать такие методические приемы, как словесное и графическое рисование (Приложение 1).

Как словесное, так и графическое имеют большое значение для развития творческого воображения учащихся и при правильном использовании создают, благоприятные условия для четкого воссоздания учащимися жизненных картин, изображенных писателем в произведении.

Графическое рисование чаще всего проводят учащиеся дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, еще раз его тщательно читают и рисуют картину. По иллюстрациям учащихся на уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.

Остановим наше внимание на таком методическом приеме как словесное рисование. Итак, словесное рисование (устное и письменное) - это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией.

Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения), так как нельзя описать то, чего не видишь, не представляешь. Кроме того, в процессе описания устной или письменной картины развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писателем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно. При этом появляются две опасности: можно сбиться на прямой пересказ авторского текста, а при слишком активном непроизвольном воображении «забыть» об авторской картине и начать описывать свою собственную .

Это прием сложный, потому что требует выполнения целого ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает описание в статичной картине сложных отношений героев - по сути, нужно остановить мгновение, сохранив его драматизм.

Этот прием направляет внимание детей на текст: они перечитывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир произведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей (в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоздается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными деталями. Тогда результатом работы, в основе которой - анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замысла описание, а творческая картина, адекватная авторскому замыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оценочная.

Обучение приему протекает в несколько этапов.

1. Рассматривание графических иллюстраций. Сначала учитель организует наблюдение за тем, как иллюстратор передает авторский замысел, что помогает художнику создать настроение, выразить свое отношение к героям.

В процессе этой работы дети знакомятся с понятием «композиция картины», со значением цветов, колорита, линии. Эта работа может проводиться и на уроках изобразительного искусства, и на уроках внеклассного чтения.

  • 2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее подходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.
  • 3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц. Сегодня это можно делать с помощью специальных компьютерных продуктов.
  • 4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно усложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.
  • 5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения. Детям предлагаются иллюстрации, в которых нарушена расстановка персонажей или других образов произведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заменены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.
  • 6. Коллективное устное рисование иллюстраций - жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстрации.
  • 7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.
  • 8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.
  • 9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лиц (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.). Учитель вопросами помогает детям создать описание.
  • 10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисование героя сначала в одной определенной ситуации, а позднее - в разных.
  • 11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопоставление созданной устной иллюстрации с графическими.

Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?», «Какие чувства отражены в этой картине?», «Какое настроение передано с помощью картины осени (зимы, весны, зимнего утра и т. д.)?», «Каким настроением проникнут образ березки (черемухи, грозы и т. д.)?».

Работа по словесному рисованию может включать в себя следующие группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для школьников начальных классов, так как их эмоции развиты недостаточно, дети не готовы в полной мере сопереживать и сочувствовать читаемому. Очень много мысленных усилий им приходится тратить на сам процесс чтения, что значительно подавляет эмоциональную составляющую.

Для усиления эмоционального восприятия предлагаем такие задания:

какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты;

найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора;

придумайте (подберите) мелодию к этому стихотворению.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).

Предлагаем такие задание:

представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.д.;

вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению;

какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?

подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку;

какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

Работа над образным языком лирического стихотворения очень важна, такая работа способствует развитию речи и обогащению словарного запаса школьников, помогает вдуматься в смысловое содержание лирического произведения, приближает к творческому процессу. Зачастую эту работу учителя сводят лишь к толкованию непонятных слов, а выразительные средства языка, красота поэтических выражений остаются за пределами понимания детей.

Предлагаем такие задания:

подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;

изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?

найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору;

найдите эпитет и слово, которое он определяет.

Четвертая группа упражнений направлена на выражение личностного отношения:

выразите возникшие у вас чувства;

расскажите о своем отношении к воображаемой картине.

Эти упражнения к лирическим стихотворениям по учебнику В. Г. Горецкого «Родная речь» для I, II, III классов были распределены на три уровня сложности; репродуктивный, конструктивный, творческий.

При работе над стихотворением Сергея Александровича Есенина «Задремали звезды золотые...» в III классе мы предлагаем задание первого уровня: прочитайте самые красивые словосочетания с эпитетами (звёзды золотые, сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы, ярким перламутром).

Еще одно задание первого уровня сложности: какие строчки запомнились? Прочитайте без книги. Дети воспроизводят строки:

...Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона...

...Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы...

...И, качаясь, шепчут шаловливо:

«С добрым утром!»

Задание второго уровня: найдите олицетворение (задремали звёзды, задрожало зеркало, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива шепчет). Еще задание второго уровня сложности: прочитайте только те строчки, которые относятся к иллюстрации на с. 65. Ответы детей:

...Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона...

... Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы...

...У плетня заросшая крапива...

Задание третьего уровня: представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете? (Розовую, зеленую, белую, голубую, желтую.)

Используя прием словесного рисования, был разработан урок чтения во 2 классе по стихотворению «Черемуха» С. Есенина (Приложение 1).

Приведем фрагмент урока.

Дидактическая цель урока: формирование знаний.

Тип по дидактической цели: изучение нового материала.

образовательная: формирование знаний об эпитете как образном средстве языка; формирование знаний о выразительном чтении стихов;

развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие внимания (через разные виды работы); развитие творческого воображения (через прием словесного рисования);

воспитательная: воспитание интереса к предмету и культуры общения; воспитание патриотических чувств посредством работы над пейзажным описанием в стихотворении.

Ход урока

Наглядность: портрет С. А. Есенина, репродукция с изображением черемухи.

-На уроке мы прикоснемся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы познакомились в I классе.

С. А. Есенин - русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константинове под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспел ее в своих стихах.

  • 3. Мотивация: для чего? Цель урока.
  • 4. Погружение в урок.
  • 5. Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения

С. Есенина «Черёмуха».

  • 6. Обмен впечатлениями.
  • 7. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
  • 8. Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю С.И. Ожегова.
  • 9. Анализ лирического стихотворения «Черёмуха». (Призван способствовать более глубокому пониманию текста, воспитание любви к Родине, родной природе).
  • - Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

На доске записываем ответы детей: чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха; чтобы передать свою радость; чтобы привлечь внимание читающего к красоте природы; чтобы вызвать взаимное сопереживание; чтобы пробудить любовь к красоте родной природы и другие.

  • 10. Работа с эпитетами.
  • 11. Весна пришла!
  • 12. Открытие.
  • -Это стихотворение о любви девушки-черемухи и юноши в образе ручья; о родной природе, о том, что весна пришла. Все живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.
  • 13. Коллективное чтение стихотворения «Черёмуха».
  • -Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.
  • 14. Дифференцированное задание.
  • 15. Домашнее задание.

Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.

Дети научились находить в тексте образные средства языка: сравнение, эпитеты, олицетворение, метафоры. Многие ученики могут создавать словесное описание предмета, умеют чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появился интерес к собственной устной речи.

Таким образом, перспектива дальнейшей работы видится в том, чтобы использовать словесное рисование не только как прием развития речи, но и как прием анализа художественного произведения и формирования опыта творческого общения с лирическим стихотворением, а также как средства воспитания у школьников любви к родной природе, родным местам. Чтение и изучение лирических произведений предоставляет очень большие возможности для личностного развития ребенка, поскольку в процессе восприятия участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память. Кроме того, лирика как изображение чувств может оказывать сильное воспитательное воздействие на личность, поэтому так важна правильная организация процесса полноценного восприятия и глубокого анализа лирических текстов.

Приведем пример еще одного приема работы при изучении пейзажной лирики. Для анализа взяли то же стихотворение С.А. Есенина «Черемуха», только изучали его с использованием медленного, филологического чтения с выявлением и осмыслением изобразительно-выразительных средств.

Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела (1)

И ветки золотистые,

Что кудри, завила. (2)

Кругом роса медвяная (3)

Сползает по коре, (4)

Под нею зелень пряная (5)

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей. (6)

Черёмуха душистая, (7)

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит. (8)

Ручей волной гремучею (9)

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Вопросы и задания:

  • (1). Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему «с весною», а не «весною»?
  • (2). Почему такое сравнение?
  • (3). Почему у поэта роса цвета мёда?
  • (4). Автор говорит, что «роса сползает по коре». А если бы поэт сказал «стекает», была бы другая картина?
  • (5). Что означает слово «пряная»? Почему оно применимо к черёмухе? (Запомним цвет этой картины - серебряный!)
  • (6). Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?
  • (7). Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как в начале? Почему?
  • (8). Черёмуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине. А теперь? Почему?
  • (9). А ручей - такой же? (Хотя какой же он ручей, если у него волна, да ещё гремучая?) Каким он стал? Почему?

Толкование этого текста, такого знакомого и, кажется, такого простого, оказывается, требует достаточных усилий, причём прежде всего работы воображения, умения представить во всех деталях картину. (Тут их несколько, они разделены временным промежутком, как это потом увидели дети.) Поэтому мы в начале урока давали задание нарисовать её, используя рисунок как приём, позволяющий разбудить воображение и проявить тот образ, который представился каждому ребёнку. Чтобы верно нарисовать, необходимо вгляды-ваться и вслушиваться в текст, ведь детям надо точно (как у автора!) нарисовать картину, увиденную ими. Они сами просят перечитать стихотворение несколько раз.

Опишем поэтапно технологию работы над стихотворением С. А. Есенина.

  • 1. Первичное чтение текста с ориентировкой учеников на то, чтобы они постарались в своём внутреннем видении представить картину. Даём задание: «Нарисуйте то, что вы увидели». В большинстве случаев на рисунках детей отсутствуют детали, у некоторых вообще нет ручья, т. е. они при первом чтении, в своем «предпонимании», как говорят герменевтики, этот образ не увидели. (Можно прочитать текст второй раз, особенно если дети сами просят и если действительно многие не увидели ручья.)
  • 2. Медленное чтение текста с анализом системы образов и «ключевых» слов. Слова объясняются (почему автор подыскал именно этот эпитет, метафору, сравнение). Эти слова подчеркнуты в нашем тексте. К ним написаны вопросы.

Загадка этого текста в том, что в нём две картины, причём разделённые временем. Особенно это ясно видно в образе ручья: сначала - «струится маленький», да ещё и рифмуется с «проталинкой», а потом: его «гремучая волна» обдаёт все ветки черёмухи («Это прямо море какое-то!» -сказали дети). Да и отношения с черёмухой изменились: то ручей просто был рядом с ней, а потом - «вкрадчиво под кручею ей песенки поёт».

3. Наличие двух картин подтверждается ещё и тем, что сам автор снова говорит: «черёмуха душистая», как бы заново всматриваясь в неё. А она уже другая: «развесившись стоит», уже не в «серебре», а в золоте «на солнышке горит». Эти изменения дети объяснили тем, что прошло время, черёмуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.

Так мы выходим с детьми на понятие времени в тексте, учим их видеть развитие лирического сюжета, сопряжённость пространственных и временных отношений в художественном произведении.

4. Возвращаемся к первым рисункам, оцениваем их, идети сами приходят к выводу, что надо нарисовать два разных рисунка, что в рисунке можно запечатлеть лишь один момент, а поэт рисует картину в движении.

Итак, медленное чтение великих лирических произведений, вглядывание в каждое слово художника формирует прежде всего интерес к слову, понимание того, что в слове заключается великий смысл. И это открытие, сделанное в детстве, может и должно остаться у человека на всю жизнь. Как говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» .

Медленное чтение вершинных художественных текстов, осознание учениками-читателями смысла и красоты работы художника слова воспитывает не только вкус, но и желание подражать, создавать, творить по законам красоты.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, выбор таких приемов анализа как словесное и графическое рисование, медленное, филологическое чтение с выявлением и осмыслением изобразительно-выразительных средств при изучении пейзажной лирики обусловлены художественным своеобразием произведения, логикой постижения его идеи.

В пейзажной лирике Есенина особое место занимают образы осени и зимней метели, которые обычно связаны с мотивами грусти, сожаления о совершенных ошибках и придают особый эмоциональный тон стихотворению. Таковы образ метели в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и картина осенней природы в стихотворении «Отговорила роща золотая...». Стремясь выразить красоту и силу лирического чувства, поэт обращается к стилистическим приемам, помогающим создать зримые, четкие образы. В стихах Есенина представлена почти вся цветовая гамма, но особо любимы им золотой, синий Щ алый цвета. Говоря о художественном своеобразии есенинской лирики, важно обратить внимание на композицию стихов поэта. В стихах Есенина начальные строчки являются важным композиционным элементом, в них обычно в сжатом виде намечена та тема, которой посвящено данное произведение.

Часто эти строчки представляют собой своеобразный тезис, констатацию определенной авторской мысли, которая получает затем дальнейшее развитие! «Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные поля», «Каждый труд благослови, удача! » Важную функцию выполняют и своеобразные изречения, в которых обобщены жизненные наблюдения поэта.

Нередко они стоят в конце стихотворения, как бы подытоживая его: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть» «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле». Наиболее распространенной композиционной формой в лирике Есенина является кольцевая композиция, когда в конце стихотворения поэт вновь возвращается к начальному тезису. Так построено, например, стихотворение «Дорогая, сядем рядом...». Однако довольно часто мы сталкиваемся с видоизмененным зачином стихотворения: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком...». И концовка: «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком.

Лирика Есенина близка устному народному творчеству. Покажите с помощью конкретных примеров, какую роль в стихах поэта играют излюбленные приемы народного творчества - психологический параллелизм и повтор. Расскажите, какое влияние оказала есенинская поэтика, есенинская образность на творческие искания русских поэтов последующих поколений.



просмотров