О курсе «Основы православной культуры». Заметки школьницы. Особенности преподавания основ православной культуры Введение опк в школах

О курсе «Основы православной культуры». Заметки школьницы. Особенности преподавания основ православной культуры Введение опк в школах

С сентября 2012 года во всех школах страны начинается преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Одно из направлений нового курса - «Основы православной культуры». Вокруг этого предмета давно и прочно сформировался устойчивый круг вопросов. Где взять грамотных преподавателей? Не отобьет ли «принудиловка» интерес к предмету - то есть к Православию? Как говорить с десятилетним ребенком о нравственном выборе? Какой опыт в преподавании связанных с религией дисциплин есть в Европе? Мы постараемся найти ответы на самые часто задаваемые вопросы про ОПК в этой «Теме», которую открывает разговор с директором московской Православной Свято-Петровской гимназии священником Андреем Постернаком.

Преподавателей хватает

- С какими главными стереотипами об «Основах православной культуры» Вы сталкиваетесь?

Главный стереотип - то, что Русская Православная Церковь стремится проникнуть в образовательные учреждения, чтобы достичь каких-то своих корыстных целей. Каких - никто сказать не может. Предполагается, что в школах в итоге должна начаться религиозная пропаганда, восторжествуют мракобесие и религиозный фанатизм, а там уже недалеко и до экстремизма. Правда, я не очень понимаю, в чем конкретно это должно выражаться.

- А откуда этот стереотип берется?

Очевидно, что само по себе Православие навредить не может. Но в XXI веке навредить может другое - неправильно поданная информация о Православии. В этом смысле «Основы православной культуры» - необычный предмет. Самое главное в нем - личность преподавателя. Конечно, успешность преподавания других предметов тоже в известной степени связана с личностью преподавателя, но не так, как в случае с данным предметом. Если учитель математики окажется плохим преподавателем и скучным человеком, дважды два не перестанет быть четыре, и ребенок, по крайней мере, собственными усилиями сможет чего-то достичь в усвоении материала.

«Основы православной культуры» - это предмет о том, как молодому человеку сделать нравственный выбор, научиться различать добро и зло в современном мире, в котором, к сожалению, моральные критерии давно перестали определять общественную жизнь. А история показывает, что нравственные критерии в обществе и государстве способна устанавливать только религия. Очевидно, что такой предмет, как обществознание, не может определить нравственную позицию молодого человека. И главная ловушка - именно в личности преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом, может, даже и немолодой, или священник, которому говорить об этих вещах проще уже в силу его служения.

- Но многих родителей как и раз и тревожит перспектива появления в школе священника.

Это продолжение того же стереотипа. Я не очень понимаю, что страшного может совершить священник в школе. Крестить иноверцев? С порога анафематствовать действующую власть? Начать проповедь православной нетерпимости и терроризма? Назовите мне хотя бы одного православного террориста. Очевидно, что названные опасения связаны с полным непониманием современной ситуации в школе.

А беда нашей современной школы в том, что в ней вообще не решаются воспитательные проблемы. Забыт классический триединый педагогический принцип: воспитание, развитие, обучение. Воспитательная тема связана лишь с формированием толерантной позиции молодого человека к общественным проблемам. Но откуда может появитсья сознательная толерантность, если у молодого человека вообще нет никаких нравственных принципов? Дети, как правило, получают некую информацию (это в большей степени касается гуманитарных предметов) без определенной нравственной оценки. При отсутствии нравственной составляющей школа способна порождать лишь интеллектуальных монстров, которые строят карьеру и зарабатывают деньги, но не задумываются о конечном смысле своей жизни. А мы потом удивляемся, почему общество в России деградирует? Видимо, то, что в школу придет священник и будет говорить о нравственности, о том, что нельзя воровать, обманывать, убивать, что каждый молодой человек должен создать законную семью и иметь детей, о том, что девушка - будущая мама - не должна делать абортов, и все это очевидно связано с верой, - вот что выводит из себя нашу либеральную общественность, хотя чего здесь бояться - я не понимаю.

- Бояться можно того, что грамотных преподавателей ОПК намного меньше, чем школ…

Да, часто можно услышать, что, дескать, не хватает профессиональных преподавателей. Это неправда. Они есть. Церковные структуры - и духовные академии, и православные вузы, в частности Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, при котором состоит наша школа, - давно и успешно их готовят. Нет другого - готовности государства принимать на работу в школу преподавателей, которые обучались не в государственных структурах. Государство пока не может или не очень желает наладить систему взаимодействия с церковными структурами, поэтому грамотных, профессиональных преподавателей - священников и мирян - в школы просто не пускают под формальным предлогом: нет соответствующей корочки по профподготовке.

Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин - начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции, и все ограничивается поверхностным знакомством с вероучением. Вот так и рождаются стереотипы, когда говорят, что Русская Православная Церковь не может предоставить кадры. Она может, и всё, что связано с преподаванием религии в школе, - хорошее начинание. Страдает, как всегда, реализация. Мы же хотим как лучше, а получается…

Бороться за свои права

- Как в таком случае рассуждать родителям, чьи дети идут в четвертый класс и в этом году попадут на уроки ОПК?

Понимаете, проблема, о которой мы сейчас говорим, на самом деле искусственно раздута. В реальности ее нет. Просто потому, что преподавать собственно основы того или иного религиозного вероучения практически нигде никто не будет.

- Как это?!

Я напомню, что с сентября во всех школах страны вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» - ОРКСЭ. В этом курсе шесть модулей: Православие, ислам, буддизм, иудаизм (собственно, вероучительные модули), сравнительный курс мировых религий и основы светской этики. Согласно закону выбирать то, что ребенку изучать, должен родитель. Но это - по закону. Но в большинстве российских школ этот вопрос решается, к сожалению, в административном порядке, и родителей, как правило, никто не спрашивает, и в итоге с сентября в большинстве школ курс ОРКСЭ, вероятнее всего, будет преподаваться лишь как светская этика, то есть с ориентацией на вообще далеких от веры людей.

- Почему так происходит?

Это снова вопрос, связанный с современной российской действительностью. Сейчас много говорят о гражданском обществе, о правовом государстве, в котором люди знают свои права и отстаивают их. А наши родители часто не только не знают о своих правах, но даже ими не интересуются. А раз родителям это не важно, директора школ и вышестоящие инстанции всё решают сами - и это естественно.

- Что же в такой ситуации делать родителям?

Родители, если они по-нас­тоящему этой проблемой озабочены, должны настаивать на том, чтобы реализовать свои права. Они имеют право требовать, чтобы в их классе преподавали то, что они выберут сами, - например, «Основы православной культуры». Ведь мнение родителей сегодня играет колоссальную роль. В местных органах образования сейчас очень серьезно относятся к жалобам родителей, к их докладным запискам, письмам и т. д. На сайте Московского департамента образования есть специальный раздел*, в котором родители анонимно или открыто задают щекотливые вопросы и, что самое интересное, получают на них ответы. Если родители активны и знают свои права, они могут очень многого добиться. В этом смысле одна из главных проблем в деле преподавания ОРКСЭ сегодня - это как раз пассивность родителей.

Но какой смысл настаивать на введении в классе ОПК, если, как Вы говорите, в школы все равно не пускают хороших преподавателей?

Волков бояться - в лес не ходить. Опять-таки эта проблема - надуманная. Надо с чего-то начать. Как советовал один полководец: сначала надо ввязаться в бой, а потом посмотреть, что получится. Ведь если родители добьются возможности преподавания для своих детей «Основ православной культуры», то они смогут добиться и смены преподавателя, что, кстати, в ряде случаев и происходит в отношении других предметов.Ведь плохим может оказаться и преподаватель физики, и английского языка. И если его работа не устраивает, родители идут на разговор к директору. Это не специфическая проблема курса ОПК.

Не учебная дисциплина


- Люди высказывают опасения, что изучать
«Основы православной культуры » в школе - значит убить любовь к теме. Потому что «принудиловка» всегда так действует.

Во-первых, повторюсь, очень многое зависит от личности преподавателя. А во-вторых, любая системность как таковая вызывает в человеке сопротивление, потому что накладывает на личность определенные ограничения. Православие уже само по себе является чем-то в высшей степени систематическим и ограничивающим личную жизнь: нужно ежедневно читать утреннее и вечернее молитвенное правило, соблюдать посты, ходить в храм по субботам и воскресениям, ограничивать себя по ряду параметров современной жизни и т. д. Это тоже в каком-то смысле уже двухтысячелетняя духовная «принудиловка», но мы же с ней живем, потому что исходим из другого принципа: внешние предписания и ограничения только тогда имеют смысл, когда они способствуют развитию духовной жизни, а в противном случае мы получим смертоносный формализм. Собственно, учебный процесс в этом смысле ничем не отличается от жизни. «Основы православной культуры» в любом случае не могут быть «принудиловкой», но предмет, играющий важную воспитательную роль, очевидно, нужен в школе. В отношении необходимости для человека географии или биологии таких опасений не возникает, а вот в отношении предмета, который должен помочь человеку ориентироваться в жизни, - наоборот.

У родителей есть и другие опасения: вере не должен учить чужой человек - даже если это хороший преподаватель, пускай мой ребенок постигает Православие в семье и в храме. А вдруг то, что ему скажут в школе на этом уроке, войдет в противоречие с тем, что он получает в семье?

Большинство родителей в таком ключе вообще не рассуждают. Не так уж много у нас церковных семей в стране, чтобы по-настоящему глобальной проблемой стало противоречие школьного курса внутрисемейному воспитанию. То, что есть такие церковные семьи, - слава Богу. Повторюсь: мы слишком преувеличиваем проблему. Один урок в неделю в течение года - это капля в море. Чем может такой курс навредить?

Для сравнения, в Свято-Петровской Школе при ПСТГУ мы преподаем Закон Божий с 5-го по 11-й классы. Конечно, ОПК - не Закон Божий, а культурологический курс, более близкий к истории или к курсу «Мировая художественная культура», но объем информации и круг тем этих курсов вполне сопоставим с тем, что дети изучают в рамках Закона Божьего в нашей гимназии. Так вот: за две четверти по одному уроку в неделю, что предполагает современный базовый учебный план, маленькому ребенку, только заканчивающему начальную школу, можно сообщить только самые базовые, самые общие вещи.

- Так может быть, вообще нет смысла вводить такой курс в школах?

Думаю, этот предмет будет иметь смысл только в том случае, если он станет не вполне учебной дисциплиной. У нас в школе этот предмет включает в себя не только прохождение определенных тем, но и предусматривает взаимное общение преподавателя-священника с учащимися по тем вопросам, которые их на данный момент беспокоят, - это касается нравственности, поведения в обществе, отношений с друзьями и родителями и т. д. В таких случаях урок превращается в беседу или дискуссию по животрепещущим вопросам, которые у детей возникают. Не уверен, что светская школа может полностью копировать все методы такого преподавания, но кое-что - может. На базе нашей школы как раз проходили отдельные занятия курсов повышения квалификации, на которых присутствовало большое число светских педагогов, которым этот опыт может пригодиться. Уверен, что и в 4-5 классах светской школы можно наладить тесный диалог между учителем и учеником. Можно выстраивать уроки на основе того, что самим детям интересно, говорить о проблемах нравственного выбора так, чтобы это было им понятно, а учебник (например, «Основы православной культуры», написанный протодиаконом Андреем Кураевым с расчетом на более взрослых молодых людей) может играть вспомогательную роль. Но для того чтобы курс выстроился именно так, нужно, повторюсь, пустить в школы грамотных преподавателей, в частности, не бояться священников.

- Вы верите, что в сегодняшних светских школах это возможно?

Конечно. Многое, даже почти все, зависит от директора. Я хоть и сказал, что часто директорá вводят светскую этику в обход мнения родителей, но не все. Есть и другие - независимые, смелые, творческие. Я знаком с некоторыми и вижу, что для них построить курс ОРКСЭ именно так - вообще не проблема.

Мы много говорим о личности преподавателя. А в предмете ОПК как таковом есть свои методические «подводные камни»?

Очень сложно оценить итог преподавания. По любому другому предмету можно провести экзамен, сформулировать вопросы, а в данном случае это крайне сложно. Как оценить результат? За что ставить оценку? Мы отказались от системы экзаменов и оценок по этому предмету и ввели систему зачетов. И конечно, ни разу не было такого, чтобы кто-то зачет не получил.

В конце июля Российская академия образования (РАО) предложила провести экспертизу примерного образовательного курса для школьников «Основы православной культуры». До этого данный курс являлся одним из модулей «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), решение о выборе которого предоставлялось родителям учеников 4-5-х классов. Заключение экспертного совета должно было быть вынесено до 22 августа. Как сообщили в пресс-центре РАО, проверку стандарта проводили две организации, одна из которых — МГПУ, а о другой представителю пресс-службы не было известно.

Также до сих пор остается непонятным, кто из учителей должен вести курс по нравственному воспитанию, не считая тех, кто преподает в младших классах. Пока еще ни в одном педагогическом вузе страны не выпускают учителей религии или «духовно-нравственных основ». Московский институт открытого образования (МИОО) в блоке социально-гуманитарных наук предлагает каждому учителю вне зависимости от преподаваемого предмета освоить дополнительную профессиональную программу по ОРКСЭ, в рамках которой есть «Основы православной культуры».

Свое видение Игорь Реморенко представил так: «Разные люди бывают: учителя истории, учителя мировой художественной культуры. Здесь все зависит от кругозора, интересов, способностей каждого учителя. Тут я бы не требовал наличия жестких квалификаций. В нашей школе курс по этике преподавал биолог, потому что он действительно об этом думал, писал статьи».

МОСКВА, 29 ноя — РИА Новости. Минобрнауки заверяет, что предмет, посвященный изучению православной культуры, не будет вводиться в школьную программу на обязательной основе, а его введение как факультатива не является инициативой министерства.

СМИ узнали о новых попытках ввести в школах курс православной культуры Авторы программы намерены добиваться "становления православных христианских ценностных ориентаций" у детей. А свои поступки ученики должны будут оценивать "на основе нравственных норм православной христианской традиции".

Ранее газета "Коммерсант" написала, что в российских школах может появиться предмет "православная культура", рассчитанный на все время обучения детей — с первого по одиннадцатый классы.

"Программа предназначена не для обязательной части учебной программы, а для факультативных или дополнительных занятий, которые школа может вводить по запросу родителей и обучающихся. К оценке курса министерство сможет приступить только в случае положительного заключения ФУМО (Федерального учебно-методического объединения)", — говорится в сообщении Минобрнауки.

"Отдельная программа "Православной культуры", рассматриваемая в настоящее время федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, вносилась не министерством и не является инициативой министерства", — подчеркнули в Минобрнауки. Там пояснили, что первоначально программа поступила на рассмотрение от РПЦ в Российскую академию образования летом 2016 года, была рассмотрена федеральным учебно-методическим объединением и отправлена на доработку. Авторами программы являются Игорь Метлик и Герман Демидов.

В министерстве напомнили, что в обязательной учебной программе сейчас модуль "Основы православной культуры" присутствует как один из модулей курса "Основы религиозных культур и светской этике", предназначенного для учащихся четвертых классов. В состав курса входят шесть модулей: основы светской этики, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур.

"Учащиеся и их родители в начале учебного года самостоятельно выбирают любой из модулей для изучения, и министерство не будет отходить от предоставления самостоятельного выбора", — сообщили в Минобрнауки, добавив, что с 2015 года ведомство проводит масштабное исследование качества преподавания курса в школах России в том виде, в котором оно реализуется сегодня - в рамках программы четвертого класса: анализируется учебная литература курса, его эффективность в образовательном аспекте, качество подготовки учителей.

Глава информационной службы синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата иеромонах Геннадий (Войтишко) подтвердил РИА Новости, что "ни о какой обязательности курса "Православная культура" речи не идет и идти не может". Как пояснил Войтишко, существующая в федеральном государственном образовательном стандарте предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" "не предполагает обязательности модуля в рамках этой предметной области". "Школы сами самостоятельно определяют, какие программы им реализовывать в рамках данной области. Конечно же, школы принимают решение на основании мнения законных представителей детей - родителей", — отметил священник.

Почему Святейший Патриарх Кирилл сказал, что введение в школу нового учебного предмета «Основы православной культуры» имеет решающее значение для судьбы российского образования? - Потому что современное отечественное образование находится не только в состоянии затяжного реформирования, но и глубокого духовно-нравственного кризиса.

Самой школе (директорам, учителям) говорить обэтом кризисе неловко: это все равно, что критиковать свою собственную воспитательную работу. Да и со стороны нашу родную многострадальную школу не хочется осуждать. Ведь у нее столько проблем! Взять хотя бы проблемы финансирования, постоянно усложняющиеся требования к условиям обучения, вал разнообразных новых предписаний школе…

Непрерывное реформирование школы можно сравнить с непрерывными переездами. Представьте ситуацию: семья (или организация, или предприятие) два десятка лет находится в состоянии переездов. Не успеет укорениться, обосноваться, обустроиться, как уже говорят: извольте, надо снова переезжать… Но реформы - это неизбежное, школа их не выбирает. Поэтому критически обсуждать реформирование школьного образования так же непродуктивно, как и доказывать самим себе, что ЕГЭ не способствует повышению качества школьного образования. А вот духовно-нравственное воспитание школьников зависит не столько от министра образования А.А.Фурсенко, сколько от самой школы: от директора, от учителя. Здесь уместно вновь привести слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что введение в школу предмета «Основы православной культуры» имеет решающее значение для судьбы российского образования.

Каковы же проблемы преподавания основ православной культуры в школе?
Вот краткий и примерный их перечень.

1. Недостаточная информированность родителей об их праве на выбор желательного им модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Большинство родителей не знают о цели и задачах предмета «Основы православной культуры» (ОПК). Им настойчиво рекомендуют «Основы светской этики», на худой конец - так называемые «Основы мировых религий». Так что чаще всего имеет место ситуация, которую можно охарактеризовать как «выбор без выбора».

2. Неудовлетворительная подготовка учителей комплексного курса ОРКСЭ, следовательно, и учителей ОПК. Подготовка шла в неимоверной спешке, часто формально, без учета специфики предметов (так называемых модулей) новой образовательной области.

3. Проблемы с финансированием ОРКСЭ: отсутствие заранее предусмотренной оплаты работы учителей за проведение уроков по ОРКСЭ, в том числе и по ОПК. Школам приходится заниматься реструктуризацией и оптимизацией своих финансовых возможностей, чтобы что-то выкраивать из общего финансирования.

4. Пресловутый дефицит «часов». За счет сокращения каких предметов следует вводить ОРКСЭ? Формулируемый таким образом вопрос кого угодно может настроить против преподавания в школе основ религиозной культуры. Для усиления антирелигиозной позиции иногда добавляется, что школьники и так перегружены предметами и уроками.

5. Наличие в классе небольшого числа выбравших ОПК. Если, например, в классе всего два_три таких ребенка, а в школе - десять_пятнадцать, то проще их записать на «Основы светской этики», чем заниматься проблемой разделения школьников на подгруппы, поисками учителя по ОПК, места для занятий и так далее.

6. Отсутствие помещений для раздельного преподавания модулей ОРКСЭ. «Выход» обычно один и тот же - всех детей записать на «Основы светской этики», и тогда не надо искать дополнительного помещения для занятий по «малочисленному» модулю.

7. Недостаток или отсутствие учебно-методических пособий по ОРКСЭ, в том числе по ОПК, для выбравших именно этот учебный предмет (модуль).

Однако все эти проблемы не являются непреодолимыми: за 20 лет болезненного реформирования российская школа накопила такой богатый опыт по преодолению трудностей, что порой кажется, в этом и состоит главная задача нашей школы - преодолевать трудности, а не учить детей доброй жизни и давать полезные знания.

Все вышеперечисленные проблемы можно разрешить только при одном условии - если в школе будет устранен режим наибольшего неблагоприятствования для преподавания «Основ православной культуры».

Известно, что всякое дело реализуется в определенных условиях: очень благоприятных, благоприятных, не очень благоприятных, неблагоприятных, очень неблагоприятных. Для ОПК в школе сформировался режим наибольшего неблагоприятствования.

Почему и как создалась такая ситуация? - На мой взгляд, первая и главная проблема введения комплексного курса ОРКСЭ в школу - это целенаправленное противодействие нормальному введению ОПК (в рамках указанного комплексного курса) со стороны противников преподавания основ православной культуры.

В чем и как обнаружилось это противодействие?
Противники введения «Основ православной культуры» в школу с самого начала апробации комплексного курса ОРКСЭ грозили эксперименту рисками.
Первое опасение ими было сформулировано так:
«В школу придут священнослужители!» А это, по мнению противников изучения православной культуры в школе, «было бы прямым нарушением Конституции России». При этом делалась лукавая ссылка на Конституцию:
«В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности» («Книга для родителей». М.: «Просвещение», 2010. С. 5).
В чем неправда и лукавство данного «опасения»? - В произвольно_расширительном толковании Конституции России.

А.Я.Данилюк, составитель цитируемой «Книги для родителей», утверждает: «Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции». Но если кто-либо сам прочитает весь текст Конституции Российской Федерации, то таких слов там не обнаружит. Не найдет он их там по простой причине - в Основном законе нашей страны их нет и быть не может.

Почему? - Ответ дает п.2 ст.19 самой Конституции: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

«Все равны перед законом» (п.1 ст.19). Значит, и утверждение А.Я.Данилюка, запугивающего родителей тем, что «в школу придут священнослужители!», - носит антиконституционный характер. Пунктом 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от «должностного положения», от «отношения к религии, убеждений», а также других обстоятельств.
А.Я.Данилюк, по-видимому, рассчитывает на то, что занятые своими проблемами родители не будут проверять его ссылки на Конституцию, а поверят ему на слово. Возможно, автор рассчитывает и на то, что в головах многих учителей и родителей до сих пор еще сохраняется утратившее законную силу положение - «школа отделена от Церкви». В ныне действующем законодательстве России такого положения нет. Следовательно, Конституции Российской Федерации противоречит не приход священнослужителя в школу, а антицерковное утверждение составителя «Книги для родителей».

Противниками преподавания ОПК произвольно-расширительно толкуется и п.5 ст.1 Закона РФ «Об образовании»: «В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается».

Что не допускается Законом «Об образовании»? - Создание и деятельность организационных структур, причем, не только религиозных объединений, но прежде всего политических партий. Иными словами, п.5 ст.1 Закона «Об образовании» запрещает создание и деятельность, например, отделения любой политической партии или какого-либо религиозного объединения со всеми необходимыми для их функционирования должностями и установлениями.
Приход священнослужителя в школу ни Конституцией Российской Федерации, ни Законом «Об образовании» не запрещается. Что же касается регулярного преподавания в школе священнослужителем какоголибо предмета, в том числе и «Основ православной культуры», то и здесь нет законодательных запретов. Более того, если священнослужитель или иной представитель Церкви имеет соответствующую квалификационную категорию и подготовку, то запрещение ему преподавать в школе является прямым нарушением Конституции России.

Если упоминать 14-ю статью Конституции России, на которую ссылается «Книга для родителей», то не следует забывать и 28-ю статью Основного закона нашей страны: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Заметим, что в этой статье Конституции нет оговорки, что действие ее не распространяется на государственные и муниципальные образовательные учреждения, то есть на школы. Поэтому не случайно Президент Российской Федерации Д.А.Медведев 21 июля 2009 года на знаменательной встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами мусульман, иудеев и буддистов (на которой и было принято принципиальное решение о введении в российскую школу предметов по духовно_нравственной культуре) совокупно привел 14-ю и 28-ю статьи Конституции Российской Федерации.

Один из принципов государственной политики в области образования - «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей» (Закон РФ «Об образовании» (п.2 ст.2). Православие, как гласит Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), имеет «особую роль в истории России, в становлении ее духовности и культуры». Поскольку этого Закона никто не отменял, то для защиты и развития православной культуры народов России в школе необходимо изучать основы православной культуры.

Но противники православной культуры боятся возрождения исторически приоритетного положения Православной Церкви в России и не хотят замечать свидетельства действующего законодательства об особой роли православия перед российской историей и культурой.

Другой важный принцип государственной политики в образовании - «свобода и плюрализм в образовании» (Закон РФ «Об образовании», п.5 ст.2). Но о какой свободе в образовании можно говорить, если родителей школьников запугивают тем, что «священнослужитель может прийти в школу»?! (Выходит, свобода и плюрализм - только для атеистов?)

Что страшного для школы в том, что православный священник придет в школу на урок ОПК? - Неужели страшно, что он познакомит детей с заповедью о почитании родителей, научит их всегда благодарить своих учителей, воздерживаться от скверных слов, разъяснит значение слова «священный» в Государственном Гимне России или в песне «Священная война», а также расскажет о церковно_государственных праздниках? Этого ли надо бояться школе?!

Второе «опасение» противников преподавания православной культуры в школе: «Не превратится ли этот курс в прямую пропаганду православия?» («Советская Сибирь». № 217 от 17 ноября 2011 г.).

Обратим внимание на то, о чем идет речь. Речь в газете идет даже не о модуле ОПК, а обо всем комплексном курсе ОРКСЭ! Страх противников преподавания православной культуры перед «пропагандой православия» превышает все резоны в пользу комплексного курса ОРКСЭ. И чтобы «не рисковать», они уже у самых истоков эксперимента готовы были отказаться от всего комплексного курса ОРКСЭ!

А что означают и откуда взяты слова «пропаганда православия»? - Это словосочетание заимствовано из времен открытого гонения на Русскую Православную Церковь и на верующих, когда Н.С. Хрущевым была поставлена задача искоренить религию в СССР. Провозглашая планы построения коммунизма, этот богоборец заявил: «Религию в коммунизм мы не возьмем!» А чтобы подтвердить свои планы, он обещал в скором времени показать «последнего советского попа по телевидению».

Огласил Хрущев на весь мир свои воинствующе-атеистические планы - и вскоре его освободили от власти. А к концу XX века как символ возрождения православной культуры России в Москве был воссоздан Храм Христа Спасителя!

В прошлом году, когда в Россию афонские монахи принесли Пояс Богородицы, более трех миллионов человек поспешили к этой великой христианской святыне. Жаль, что А.Я. Данилюк, автор «Книги для родителей», не опросил стоявших в очереди у Храма Христа Спасителя москвичей: желают ли они, чтобы их дети и внуки изучали в школе «Основы православной культуры»?
А ведь напрашивается и такой вопрос: «Неужели миллионы православных родителей, которые уже приобщили своих деток к православной вере и культуре через Святое Крещение, тем самым не сделали свой мировоззренческий выбор и не определили - по какому жизненному пути они хотят направить своих детей?» Задайте вопрос на любом школьном родительском собрании: «Кто из родителей крестил своих детей?» - Увидите лес рук. Тогда задайте им следующий вопрос: «А хотели бы поднявшие руку родители, чтобы их крещеные дети изучали в школе предмет «Основы православной культуры»?»

Если таким образом провести родительское собрание, то процент родителей, выбравших «Основы православной культуры», будет несравненно выше, нежели сейчас. И не надо будет ломать голову над изобретением механизма выбора модуля ОРКСЭ. Более того, если школа таким образом выразит уважение к мировоззренческому выбору родителей, то будет на деле реализован Протокол № 1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод», ст.2 которой гласит:
«Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

Противники изучения православной культуры в школе настраивают против религии не только родителей (см. «Книгу для родителей»), но и учителей комплексного курса ОРКСЭ. На первой же странице введения к «Книге для учителя» делается выпад против религии: «Религия во многих своих аспектах не разделяет основы естественнонаучного знания и даже противоречит ему» («Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы». М.: «Просвещение», 2010). Из времен гонения на веру, Церковь и верующих составители «Книги для учителя» вытащили замшелый догмат воинствующего атеизма: «Наука - против религии».
Религия не разделяет атеистических интерпретаций того, что еще неизвестно науке (проблемы космогонии, зоогенеза и антропогенеза). Религия не разделяет и убеждений представителей так называемого «научного атеизма», считающих, что только они обладают единственно верным материалистическим мировоззрением. Но внушать учителю, что религия противоречит науке, - значит продолжать бороться с религией, заявляя при этом, что имеется свобода вероисповедания.

На странице 8-й «Книги для учителя» содержится еще один выпад против религии: «…религия может обладать и деструктивным потенциалом, если религиозная активность направлена против основ общественной жизни, принятого порядка и норм, а также против физического и психического здоровья человека».

Хорошенькая характеристика дается религии! Кто же после этого захочет преподавать основы религиозной культуры?! Заметим, что составители «Книги для учителя» сознательно подменяют одно другим - деструктивный характер имеет не религия, а сектантские и террористические псевдорелигиозные учения и течения.

Цитируемые «Книга для родителей», «Книга для учителя» и вброс в общественную дискуссию по вопросу апробации ОРКСЭ такого словосочетания, как «пропаганда православия», - все это свидетельствует о том, что имеет место целенаправленное противодействие возрождению православной культуры России.

Школа борется (должна бороться!) с наркотиками, с пропагандой наркотиков, с криминалом, с пропагандой насилия. А газета «Советская Сибирь» беспокоится о «пропаганде православия». Тут невольно вспоминается другой бичующий религию догмат воинствующих безбожников: «Религия - опиум для народа». Но пока 70 лет в СССР боролись с религией - настоящий опиум проник в нашу страну, в школу, в жизнь, причем в таких масштабах, что трудно с чем-либо сравнить это бедствие.

Уместно вспомнить, что сказал о рисках, связанных с введением ОРКСЭ, министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко на XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (25 января 2011 года): «Этот курс до сих пор активно обсуждается. Очень много об этом сказал сегодня Его Святейшество. Действительно, мы часто говорим о рисках, заложенных в этом курсе. Мы гораздо реже говорим о том, какие риски существуют, если бы этого курса не было, а ведь на самом деле эти риски точно не меньшие, а большие».

Каковы меры, принимаемые органами управления образованием и директорами общеобразовательных учреждений «для преодоления указанных «опасений» и «рисков» в ходе апробации ОРКСЭ»? - Неусыпный контроль за соблюдением «светского характера образования»!

В чем выражается этот контроль?
- В недопущении священнослужителей в школу; в том, что сотрудничество учителей основ православной культуры с представителями Русской Православной Церкви носит скорее символический, чем конструктивный характер; до сих пор нет методических объединений по ОПК (все имеющиеся методобъединения - только по всем шести модулям разом, а благодаря этому нет продвижения по совершенствованию преподавания ОПК).
- В фактическом отсутствии свободного выбора предмета (модуля) ОПК родителями (законными представителями) и учащимися.
- В том, что разъяснительная работа в средствах массовой информации ведется «в одни ворота» - в пользу светской этики.
Так и сформировался режим наибольшего неблагоприятствования для введения в школу «Основ православной культуры».

И это в то время, когда напряженность и тревожность, связанные с духовно-нравственным кризисом всего человечества, все чаще проявляются и в школе. Угрожающим становится массовый уход детей в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими. Слепое доверие детей к информации, выложенной в социальных сетях, позволяет манипулировать их сознанием. Школа становится учреждением по оказанию «образовательных услуг». В результате невольно утрачивается традиционный для России образ школы как рассадника просвещения и духовно-нравственного воспитания.

Кто может быть преподавателем предмета «Основы православной культуры»? - Тот учитель, который не только прошел курсовую подготовку и (или) переподготовку в АПКиППРО или НИПКиПРО, но также получил рекомендацию от соответствующей централизованной религиозной организации региона.

В поддержку этого принципа 3 ноября 2011 года выступил Межрелигиозный совет России, образованный в 1998 году как общественный орган, объединяющий в себе представителей четырех религиозных традиций России - православия, ислама, буддизма и иудаизма. Межрелигиозный совет России признал важность предоставления централизованным религиозным организациям возможности рекомендовать преподавателей учебных курсов, предметов, дисциплин религиозно-познавательного характера.

В Новосибирской области централизованной религиозной организацией Русской Православной Церкви является Новосибирская епархия. Следовательно, для совершенствования преподавания «Основ православной культуры» в школах Новосибирска и Новосибирской области учителю ОПК необходима рекомендация от Новосибирской епархии.

Практика рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать предметы религиозно-познавательного характера, имеет место во многих европейских странах, например, в Германии. И от этого ни сама Германия, ни государственная система образования страны не утратили светского характера. У нас, в России, отсутствие практики рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать ОПК, является пережитком идеологического господства атеизма в системе общего образования.

Воспитание школьников в значительной степени зависит от мировоззрения учителей, их духовно-нравственного уровня и патриотического настроения. Чем младше ребенок, тем большая ответственность лежит на педагоге. Курс духовно-нравственного образования необходим в первую очередь самому педагогу, чтобы взглянуть на некоторые вещи преображенным взглядом и задуматься о правильности своих суждений и поступков. А «Основы светской этики» не требуют подобной работы над собой. Потому что «индивидуальная этика», по учению составителей «Книги для учителя», «в современном обществе отделяется от религии» (С.16), и человек волен «формировать собственную шкалу моральных ценностей и приоритетов» (С. 215).
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации о введении с 2012 года в общеобразовательных учреждениях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» организацию работы по введению в школу нового учебного предмета «Основы православной культуры» в Новосибирске и Новосибирской области необходимо совершенствовать.

Для этого нужно:
- обеспечить родителям свободный выбор ОПК,
- снабдить учителей доброкачественным методическим материалом, а учащихся - учебными пособиями,
- организовать информационную и методическую поддержку введения ОПК,
- совершенствовать организацию работы самих образовательных учреждений, осуществляющих преподавание ОПК,
- создать в целом благоприятные условия для успешного введения в школьную программу свободно выбранного учебного предмета «Основы православной культуры».

Пока, к сожалению, благоприятных условий для реализации права православных родителей на полноценное обучение их детей основам православной культуры в общеобразовательных учреждениях нет.

Каким же словом следует охарактеризовать создавшийся режим неблагоприятствования для выбора и преподавания «Основ православной культуры» в школе?

Точное слово нашлось в «Дневниках» писателя М.М.Пришвина за 1918–1919 годы: не признаётся!

«Основы православной культуры» как учебный предмет в школе пока не признаётся!

Не запрещается. Не отменяется. А попросту - непризнаётся!
«Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» признаются, а «Основы православной культуры» - не признаются.

Служение учителя связано с великой ответственностью. Некоторые учителя чувствуют свою ответственность перед Богом за вверенных им для воспитания и обучения детей. Кому этого не дано - чувствуют свою ответственность перед родной историей и будущим России. Но, к сожалению, есть и такие учителя, которые сознательно отделяют обучение от воспитания: они ограничиваются тем, что передают учащимся лишь некоторую сумму знаний. Кризис российской системы образования станет необратимым, если преобладающая часть российских учителей будет относиться к третьей категории.

Русская Православная Церковь всеми силами стремится помочь российской школе выйти из создавшегося кризиса, но, к сожалению, антирелигиозно понимаемый «светский принцип» образования, как тяжелые гири на ногах, не позволяет школе двигаться в сторону духовно-нравственного оздоровления и преображения. Необходимо урегулирование церковно-государственных отношений в сфере образования, в частности - точное определение областей ответственности сторон при решении организационно-управленческих и содержательных задач при введении ОПК и распределение компетенций между заинтересованными сторонами.

17 января 2012 года исполнится год, как было подписано Соглашение о сотрудничестве между министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Новосибирской епархией Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Новосибирской области. В нем содержатся и положения о сотрудничестве в части апробации ОПК. Но, к сожалению, этот документ остается неизвестным большинству школ и учителей.

А пока в школе господствует атеистическая «светская этика». Что такое «светская этика»?

В учебнике «Основы светской этики» для 4–5 классов (М.: «Просвещение», 2010) утверждается: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло» (Урок 2. С. 7).
Святейший Патриарх Кирилл в своем нынешнем Рождественском Послании сказал:

«Сегодня главные испытания свершаются не в материальной, а в духовной области. Те опасности, которые лежат в физической плоскости, наносят урон телесному благополучию и комфорту. Осложняя материальную сторону жизни, они вместе с тем не способны нанести существенный вред жизни духовной. Но именно духовное измерение обнаруживает важнейший и серьезнейший мировоззренческий вызов нашего времени. Этот вызов направлен на уничтожение нравственного чувства, заложенного в нашей душе Богом. Сегодня человека пытаются убедить в том, что он и только он мерило истины, что у каждого своя правда и каждый сам определяет, что есть добро, а что - зло. Божественную истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие добра от зла, пытаются заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей, лишают их жизни вечной. Если природные катастрофы и военные действия превращают в развалины внешнее устроение жизни, то нравственный релятивизм разъедает совесть человека, делает его духовным инвалидом, искажает Божественные законы бытия и нарушает связь творения с Создателем».

В заключение хотелось бы выразить надежду, что юбилейные XX Международные Рождественские Образовательные Чтения в Москве, посвященные теме «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства», будут способствовать разрешению проблем, связанных с введением в школу предмета «Основы православной культуры». Свободное преподавание основ православной культуры в российской школе, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, имеет в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивает интересы миллионов родителей и их детей.

Последние две недели в школах Сарова проходят родительские собрания в третьих классах, на которых священники и миряне рассказывают о модуле «Основы православной культуры». Вот, как это происходило в лицее № 3.

До этого в каждом из трех третьих классов предварительно опросили родителей, какой модуль курса ОРКСЭ они выбирают. Трое учителей, ведущие эти классы, тоже определились с выбором - они собираются преподавать основы светской этики. Родители ориентируются на учителя, но, все-таки некоторые из них записались на «Основы православной культуры» (ОПК). Несмотря на то, что пока желающих немного, в школе собрали всех родителей третьеклассников, и перед ними выступил о. Александр Брюховец, директор православной гимназии Н. В. Суздальцева и учитель начальных классов О. Н. Барышникова, которая уже два года ведет ОПК в лицее № 3 и является председателем методобъединения преподавателей ОРКСЭ.

О. Александр коснулся всех трех модулей курса, которые выбирают родители в Сарове. Пояснил, что модуль «Основы мировых религиозных культур» рассказывает о всех религиозных культурах понемножку, носит энциклопедический характер, но не выполняет задачу воспитания детей на своей национальной культуре. Этот предмет был бы более уместен в старших классах, когда у ребят уже сформировано мировоззрение. А модуль «Основы светской этики» говорит о правилах поведения, но умалчивает о вере в Бога, по сути, это - атеистический предмет и, выбирая его, мы являемся продолжателями богоборческой традиции, заложенной после революции.

Не будем чужаками на своей земле

О. Александр: «Почему мои дети изучают основы православной культуры, и почему я рекомендую вам этот модуль? Мы живем в одной стране, и наша культура основана на православии. Задача модуля ОПК - познакомить детей с главными понятиями, которые лежат в основе культуры.

Часто родители предубежденно относятся к этому предмету, боятся, что детей будут насильно учить вере. На самом деле, священника видите только вы, родители. Детей не учат молиться, и не поведут в храм (разве что по вашему желанию - на экскурсию). С ребятами работает учитель, и предмет носит не религиозный, а культурологический характер, рассказывает о православии как о культурном явлении. Разве плохо, если ребенок будет понимать, что такое православный храм, что изображено на картине или иконе, во что верят православные христиане? Мы живем в исторически православном в городе, но порой - как чужаки на своей земле. Когда люди приходят в храм, чтобы крестить детей, они не могут ответить на самые элементарные вопросы, оправдываясь: «Нас в детстве этому не научили». А сейчас - такое время, что основы православия могут дать в школе. И дети вместе с родителями могут узнать об этом.

Второе предубеждение родителей - что класс на этом уроке разделится на две части и, если ребенок окажется в меньшинстве, то как-то пострадает. И родители в душе начинают метаться: сердцем выбирают православие, но поступают, как большинство. Уверяю вас, все это пустые страхи. Выбор нужно делать по совести».

Родители задавали вопросы: «Почему основы православной культуры преподает не священник?» или «Почему так жестко ставится вопрос: православие или атеизм?» Некоторые даже возмущались, что они и в комсомоле были верующими людьми. О. Александр сказал, что не время вести дискуссии, и передал слово учителям.

Воспитывает сердце и чувство прекрасного

Н. В. Суздальцева : «Когда к нам в православную гимназию приходят из департамента образования, то говорят: «Ну, конечно, у вас же дети - ангелы. Такие спокойные, тихие…» Я объясняю, что это - обыкновенные дети, но мне не верят.

На самом деле, когда дети приходят в первый класс, они так же кричат, бегают и шалят, но к пятому классу в них что-то меняется. Когда мы то и дело говорим ребенку «нельзя», мы это говорим немотивированно - нельзя потому что не принято, потому что мне мешает. Но добиться хорошего поведения без внутренней мотивации невозможно. В муниципальных школах ее нет, там ребенку часто не могут объяснить, почему нельзя. А православная культура дает такую возможность. - «Почему нельзя украсть, если я - ребенок, и меня не посадят в тюрьму?» - «Потому что это большой грех, разрушающий твою душу». Православие дает запас других слов, других мотивов. И я заметила, что дети, которые к нам приходят из воцерковленных и многодетных семей, как ни парадоксально, учатся лучше. Почему это так, я сама пытаюсь понять…

Говоря об учебниках курса ОРКСЭ, нужно понять, что светская этика - это не этика строителя коммунизма, а этика, которая складывается сейчас в нашем государстве, где еще нет единой национальной идеологии, точно не определены такие понятия, как свобода, совесть, добро и зло. Именно эту неустоявшуюся этику доносят до нас через учебники. А православную культуру питает тысячелетняя традиция.

В нашей православной гимназии (как и во всех школах) также преподают курс ОРКСЭ. Мы закупили учебники по ОПК А. Кураева, который мне показался пустым из-за отсутствия теории. Казалось бы, что это может дать нам, если мы углубленно изучаем православие? И я разрешила учителю использовать этот час по своему усмотрению, может быть, читать с детьми Евангелие.

В конце первой четверти я поинтересовалась, что они делают. Оказалось, что дети занимаются по учебнику А. Кураева, этот автор раскрывает нравственные понятия через поучительные истории из жизни. Некоторые случаи, например, времен Великой Отечественной войны, прямо за душу берут. Десятилетним детям это очень близко, они начинают рассуждать, придумывают истории и притчи. Этот учебник воспитывает их сердце, учит сопереживать и сострадать ближнему.

Есть и другие учебники ОПК, например, А. Бородиной, который воспитывает эстетическое начало. Когда я листала этот учебник, восхищалась, какая же наша культура красивая! И это - благодаря православию. Святой князь Владимир выбрал православие именно за его красоту. Учебник говорит о православии в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке и литературе. Я как учитель русского языка и литературы очень хотела бы, чтобы мой ребенок изучал это только для того, чтобы потом лучше понимать произведения русских классиков.

В свое время для меня было открытием, что фильм Толкиена «Властелин колец» - глубоко христианский по своему содержанию. Он не о хоббитах или орках, а о вечном противостоянии добра и зла. Точно так же, как и фильм «Хроники Нарнии» по произведению К. Льюиса, который любят смотреть наши дети. В этом фильме лев Аслан - прообраз Христа. Если дети это понимают, они могут видеть глубину, а не просто сказку. Это повышает их общий культурный уровень. Таким образом, кураевский учебник по ОПК воспитывает нравственность, а учебник Бородиной - чувство прекрасного, которое мы катастрофически быстро теряем...»

Дает точку опоры в жизни

О. Н. Барышникова работает по учебнику А. Кураева. Она обратила внимание родителей, что, несмотря на то, что все модули принадлежат одному курсу ОРКСЭ, в них имеются разночтения. Например, как будет точнее: НЕ ДЕЛАТЬ другому зла или же ДЕЛАТЬ так, как хочешь, чтобы поступали с тобой? Вроде разница невелика, но она существенна. Недаром для иностранцев часто непонятны мотивы поведения русских людей, «загадочная русская душа». А секрет этой загадки - в ценностях, берущих свое начало в православии.

Для родителей самое важное - научить детей самостоятельно жить в этом мире. А для этого им нужно дать все возможные точки опоры, стержень, который поможет не сломаться в жизни. Учительница задала родителям вопрос: «Что такое этика?» - «Это - нормы поведения». - «Вообще-то внешние нормы поведения называются этикетом. Когда шапочку снять, в какой руке вилку держать… Мы и этому учим, но не всегда бывает результат. И порой нам больно видеть, каким бывает ребенок, даже если он выполняет правила этикета…»

О. Н. Барышникова : «Православная культура учит жить так, чтобы в душе был мир, порядок, покой. Огромный пласт нашей жизни стоит на православной культуре. И если я, родитель, ничего в этом не понимаю в силу своего мировосприятия, должен ли мой ребенок тоже этого не знать? На мой взгляд, чем больше ребенок понимает, тем лучше. Мы на уроках не учим, как правильно перекреститься, но учим понимать себя и окружающий мир. К сожалению, под влиянием общества потребления и в наших детишках есть это: «дай, дай». Поэтому родители должны принимать решения взвешенно, исходя из интересов детей…»

Вскоре после родительского собрания я снова пришла в лицей № 3. Меня (как маму учащихся этой школы) попросили поучаствовать в мероприятии, посвященном здоровому образу жизни; рассказать ученикам 5-7 классов о том, что такое духовное здоровье. Я говорила о том, что у человека кроме тела есть душа и дух, что это такое, и какими болезнями они болеют. Говорила, как позаботиться о чистоте души и воспитании силы духа, о том, что значит любить ближних. Свои утверждения подкрепляла случаями из жизни. Меня поразило то, как сосредоточенно, с напряженным вниманием слушали подростки. Я вспомнила, как однажды побывала на уроке ОПК у Оксаны Николаевны Барышниковой. Ее четвероклассники так хотели отвечать, так тянули руки, что выпрыгивали из-за парт. Подобного энтузиазма и горящих детских глаз на уроке я прежде никогда не видела. В чем тут дело?

Думаю, детям нужен такой разговор, они тянутся к этому, но с ними об этом не говорят. Многие родители и учителя сами плохо ориентируются в вопросе духовных ценностей. Поэтому уроки основ православной культуры очень важны для детей и, особенно, из тех семей, которые не ходят в церковь.



просмотров