Китайская бизнес-психология. История психологии и психологического консультирования в Китае: запреты, лицензии и Дао

Китайская бизнес-психология. История психологии и психологического консультирования в Китае: запреты, лицензии и Дао

Недавно в The Guardian, одном из моих любимых популярных зарубежных изданий, была опубликована статья о психотерапии в Китае. После ее прочтения я решил выяснить, как именно строится работа психолога-консультанта в Поднебесной и сравнить это с нашими отечественными реалиями. Китай интересен в этом плане, так как наука о психических процессах и ее практические приложения начали развиваться там достаточно поздно, но за короткий период была создана полноценная система психологической помощи с ориентацией на западные наработки и народные традиции.

В начале прошлого века китайская психиатрическая система не справлялась с потоком пациентов и была преимуществом больших городов. Первые переводы Фрейда появились в Китае в 20-е годы и стали относительно популярны. Первыми именно психологическими концепциями китайцев одарили наши классики, ведь в 1950-60е годы отечественные теории психики преподавались китайским студентам. В 1958 году в Китайской академии наук была создана первая эклектическая модальность терапии, которая вобрала в себя, в том числе работы советских психологов и психиатров. Именно тогда и началась история китайской психотерапии.

Однако в конце 1965 года началась культурная революция, которая повлекла за собой массу негативных последствий. В 1966 году психология была признана лженаукой, так как не дружила с диалектическим материализмом и была не угодна правящей верхушке. В 1966 году Мао фактически запретил психологию (особенно практику), вероятно, он равнялся на советское правительство, сделавшее аналогичное постановление ЦК ВКП(б) от 4.07.1936 о педологических извращениях в системе Наркомпросов. Тогда же пропал интерес к психоанализу и практической психологии, а психиатрия стала сугубо клинической и закрытой от внешнего влияния областью.

Снятие запрета на психологию и практику

До 1980х годов о психологии не говорили, а тем более о психотерапии. В 1978 году с окончанием культурной революции, снова возобновила работу Китайская Психологическая ассоциация и снова начал печататься Китайский психологический журнал, закрытый во времена кризиса. В 1979 году была создана Китайская ассоциация клинических психологов, в основном в нее вошли неврологи и врачи. В 1980 году на встрече клинической ассоциации было сделано около 30 докладов, а уже через 11 лет на очередной ежегодной конференции, докладов было 900. А в последние годы профессиональные конференции практиков стали посещать не только специалисты, но и обычные слушатели, желающие больше узнать про себя, своих детей и социум. Кстати, в Китае также как и у нас есть психологи, работающие с жертвами стихийных бедствий и ЧС.

Рост количества статей о психотерапии с 1979 по 1992 в Китае

К причинам возросшего интереса к терапии в конце прошлого века относят: крушение Маосизма, который концентрировался на материальных аспектах жизни; травматичная история страны - развитие феминистических настроений и культурная революция с параллельно идущим экономическим ростом и потерей старых идентичностей; стремление молодого поколения жить по западным стандартам и отсутствие традиционных методов противостояния негативным последствиям современного образа жизни. Необходимость в психотерапии особенно возросла после т.н. политической реформы конца 70-х годов. Тогда в жизни, ранее закрытых в своей стране людей, вошли такие западные явления, как: разводы, измены, конфликты в отношениях учителей и учеников. С ростом знаний о Западе, китайцы стали более осведомлены о возможных проблемах психологического характера и стали чаще обращаться с депрессиями, тревогой и фобиями.

Сертификация в Китае

С 1985 года стали активно открываться кабинеты психологической помощи. В 1990 году была создана Китайская ассоциация консультирования и психотерапии. Китайские консультанты с 2002 года стали обязаны пройти теоретический курс, утвержденный государством, три года практики и экзамен. Консультантами могут стать только люди, закончившие высшее образование в психологии, образовании и медицине. Есть три степени консультантов: ассистент консультанта (обучение и экзамен); консультант (дополнительное обучение, еще один экзамен и 3 года практики) и старший консультант (6 лет общего стажа + только теоретический экзамен). Экзамены платные и проводятся два раза в год (май и ноябрь). За экзамены отвечает аналог российской системы соц. защиты, что соответствует российским реалиям. Существует отдельная система сертификации для психотерапевтов, которая проводится здравоохранением (консультанты также могут сдавать эти экзамены). Закон о психическом здоровье находился в разработке 27 лет и вступил в силу в прошлом году. В ней помимо прочего признается понятие психотерапии, а также сформированы требования для специалистов.

Естественно есть и критика китайской экзаменационной системы консультантов. Считается, что на экзаменах акцент делается именно на теоретических знаниях, а не на практике. Также есть один негативный момент - опыт супервизии и разбора случаев не обязателен для лицензии. Ко всему прочему в Китае есть множество консультантов, которые никогда не сдавали каких-либо экзаменов. Фактически эта система больше ориентирована на молодых и тех, кто хочет легализовать свою деятельность.

Проблемы психологической практики

Кстати час посещения специалиста стоит от 500 до 700 рублей, что несравненно меньше чем в России. В 90-е годы цена часа консультирования была около 25 центов за час. Исследователи также отмечают большой процент отказа от профессии практических психологов в Китае (что есть и у нас), что связано, в том числе с низкой зарплатой.

На данный момент в Китае работает около 20 тысяч психиатров, но чтобы оказать необходимую помощь населению, придется увеличить количество специалистов еще на 80 тысяч. Относительно психологов ситуация выглядит иначе. В Китае зарегистрировано 400 тысяч психологов-консультантов, но не все из них имеют лицензии.

Как и в нашей стране, консультанты зачастую занимают некую непонятную должность, которая включает, в том числе обязанности консультанта. Например, школьные консультанты обязаны заниматься обучением и имеют массу других должностных обязанностей (как например у нас - бегать в КДНиЗП). В связи с чем, общество не до конца понимает кто такие консультанты и зачем они нужны.

В Китае психологи сталкиваются и с рядом культурно-специфических проблем. Например, клиенты не всегда понимают по какой причине они должны видеться с терапевтом каждую неделю и почему не могут пригласить его на чашечку кофе, если он нравится им. Здесь стоит помнить, что психотерапия именно западная практика, которая не всегда соответствует традициям Востока.

В стране также возникла проблема (свойственная и России) не принятия пожилыми людьми психотерапии. Пожилые люди с удовольствием принимают лекарства даже тогда, когда можно было бы без них обойтись и просто не понимают, зачем нужна психотерапия и чем она может помочь. Молодые же в свое время наоборот более склонны к посещению психотерапевта, нежели чем к приему медикаментов. Практики также жалуются, что среди клиентов психотерапия зачастую воспринимается не более чем, как альтернативный метод коррекции психических расстройств.

В психотерапевтической практике, китайцы по их же мнению стараются отойти от традиционных западных идей - создания сильной личности и акцента на ней. Вместо этого они интересуются личностью в социальном контексте и преодолением своих слабых сторон.

Теперь вкратце про методы работы.

Морита терапия

Морита терапия это одно из традиционных направлений ранних форм психотерапевтической помощи в Китае, хотя сам метод родом из Японии. Метод был создан на основе идей дзен-буддизма японским психиатром Семой Морита после того как он изучил психоанализ Фрейда.

Тот самый японский психиатр Морита Сема

Морита предложил достаточно банальный способ психологической помощи человеку - изолировать клиента на несколько недель в одиночестве, после чего занять трудотерапией. Естественно вся процедура проводилась в клинических условиях. Благодаря Морита терапии пациент должен был понять, что его проблемы являются частью жизни и стоит принять их. Метод Морита был известен на Западе и позитивно воспринимался Карен Хорни и даже Альбертом Эллисом. Кстати с идеями Эллиса Морита терапия конфликтует напрямую, так как в ней считается, что чувства неконтролируемы, в отличие от действий. Также стоит отметить, что Морита терапия на данный момент вышла за рамки клинического применения и переросла в некое подобие общественного движения и применяется в групповых и индивидуальных формах.

Имеется и еще ряд "местных" модальностей терапии, которые с моей точки зрения больше походят на конкретные методики, нежели чем на полноценные модальности, например, терапия с элементами Цигун-практики.

Даосистская когнитивная терапия

Также в китайскую психотерапию начинает проникать философия даосизма (что с моей точки зрения только плюс). Ряд исследователей отмечают, что истоки того, что мы сегодня называем психотерапией, можно найти в ряде древних китайских трактатов. На протяжении истории Поднебесной, целителями активно применялся ряд методик, которые в измененном виде сегодня используются, например в когнитивной и поведенческой модальности терапии. Одна из самых известных методик, применявшихся китайскими целителями, это использование одной эмоции в целях контроля другой.

Даосизм является ключевой для китайцев религией, выросшей за ее рамки. Это общественное социальное учение, по мнению китайцев, лучше всего раскрывает внутренний мир людей в Поднебесной. Именно отсутствие идей Дао в психотерапии, с точки зрения китайских специалистов, привело к частичному неприятию западных методов. Но в Китае пошли очень простым путем объединения американских и европейских методов с местной философией и традициями.

Соединение Дао и идей когнитивной терапии сводится к изменению протоколов работы. Например, широко известная ABC-модель эмоционально-рациональной терапии была заменена на более подходящую. Если не вдаваться в подробности то изменения носят скорее формальный характер, за исключением элемента "D" (в оригинале, например у Эллиса, это элемент спора, диспута с иррациональными убеждениями), который естественно стал Даосизмом. Подробнее - .

Я привел пример связанный с когнитивной терапией не просто так. Китайские практики считают, что именно эта модальность терапии лучше всего подходит в их стране, так как это директивный метод, ориентированный на достижение цели. Что например нельзя сказать про психоаналитическое консультирование. Однако и психоанализ принимает свои "местные" формы в Китае, как впрочем, и все другие распространенные направления. Например, еще есть такие штуки, как: Шудао терапия и когнитивная инсайт терапия.

Заключение

В посте вы можете найти много общего с историей практики в России. Но несмотря на запрет психологии и страсть китайцев к народным методам, в стране была реализована полноценная система психологической помощи и сертификации. Это не может не радовать. Однако цены на консультантов там минимальны и вообще не понятно как они выживают. Не говорит ли это о том, что через несколько десятков лет нашими основными конкурентами станут китайцы, открытые к любым методам, готовые работать за копейки и имеющие государственный сертификат?

P.S. Кстати. я никак не дойду до написания поста про клиники реабилитации для зависимых от компьютеров. А такие клиники получили громадное распространение в Китае. Так что в блоге будет минимум еще один пост, частично посвященный этой чудесной стране.

Психология китайцев глазами русского врача

О китайской психологии

Характерный портрет. Взгляд очевидца.

Внутренняя агрессия проявляется в отношении к животным

Если вы встретите улыбающегося китайца, не думайте, что он вам искренне улыбается или сердце этого человека переполнено радостью. Это может улыбка вежливости, и это может быть улыбка зависти. А иногда от улыбки до агрессии и непонятной жестокости - один шаг. Что это такое, я испытала на личном опыте, когда жила с семьей в Китае, где не раз наблюдала, как мило улыбающиеся люди могут безжалостно убивать редких диких или собственных домашних животных: так, китайские дети, просто играя, замучивают до смерти стрекоз, удивительных по красоте бабочек, лягушек, маленьких утят, черепах, - и тоже с улыбкой на лице. В Китае не услышишь пение птиц по утрам ни в редко встречаемых лесах, ни в многочисленных городских парках. Там - птиц нет! Это сразу режет слух: ведь невозможно, так непривычно жить без голосов птиц! Все, что можно есть, в Китае едят, поэтому в лесу нет птиц...как и многих животных.

Воспринимаемая нами жестокость, как абсолютная, по отношению к животным в Китае считается нормой китайского быта и не противоречит ни окружающей действительности, ни внутренним убеждениям каждого китайца - ведь все так делают, тем более: животные существуют для потребностей человека, в частности, для его желудка.

В зоопарке

Никогда не забуду глаза своей четырехлетней дочери, её большие детские глаза были наполнены слезами глубокого душевного страдания - тогда в зоопарке у стройных, безропотных оленей отпиливали молодые отростки рогов - самой обычной тупой, ржавой пилой. Кто-то из оленей не выдерживал нервного напряжения и боли своего соплеменника и падал на землю до того, как начиналось его мучение... Смотреть на страдания животных без слез и боли в сердце было невозможно... Если бы только можно было показать каждому человеку всё понимающие широко открытые плачущие глаза оленей в предчувствии уже знакомых мук, которые им предстояло испытать еще раз, то многие люди перестали бы не только мучить животных, но и употреблять в пищу мясо животных навсегда...

Отчего китайцы бывают часто жестоки к незнакомым людям, особенно к беспомощным людям, и совершенно безжалостны к преступникам? Почему уступчивы, вежливы, безмерно почтительны к своим родителям и близким родственникам?.. Это - вопросы к психологам. За несколько лет жизни в Китае я не нашла ответы на эти и на многие другие вопросы о противоречиях в характере и психологии китайского народа, о скрытых для нас корнях многих непонятных привычек и ритуаолов...

Вор велосипеда

2 января 1998 года мы с мужем возвращались из велосипедного магазина, где только что купили тандем, после того, как в новогоднюю ночь на велосипедной стоянке у дома у нас украли два велосипеда. Во дворе столпилась огромная толпа китайцев, казалось, все жители дома, в котором мы жили, вышли на улицу. Слышались ругань, детский плач. «Что такое?..»- спрашиваю мужа. «Не знаю…» - напряженно отвечает. Подошли ближе. Мужчина средних лет, лицо в ссадинах и кровоподтеках, белая рубашка в крови, заплывшие веки, глаза с трудом открываются; руки заведены за спину и туго обмотаны колючей проволокой и - все та же китайская, неповторимая, улыбка!.. Но уже- с просьбой о прощении и мольбой о помощи. Увидев иностранцев, мужчина оживился, заулыбался совсем по-американски, привычно принимая нас за американцев. (Мне показалось, что в его сердце затеплилась хоть какая-то надежда на спасение и желанную свободу.) Оказалось, поймали вора велосипедов. Толпа заметив нас. несколько нас оживилась, но потом снова переключилась на беднягу. Причем, женщины били пойманного вора чаще и более пристрастно, шумно ругались. Полицейский стоял в стороне, давая разобраться народу с задержанным так, как людям хотелось, но когда дело стало набирать, на взгляд полицейского, угрожающие обороты, как полагается человеку при погонах, офицер дал делу законный порядок: арестовал нарушителя закона и отвез преступника в участок. Правда, несчастный вор велосипедов не знал, радоваться ли тому, что его наконец-то избавили от агрессивной толпы, которая была готова разорвать на части, или огорчаться еще больше, ведь он прекрасно осознавал, что ждет впереди, ведь теперь его ожидала китайская тюрьма, куда лучше не попадать никогда и никому...

(Примечание: Воровство велосипедов - выгодный криминальный бизнес в Китае. Новые или почти новые велосипеды перепродаются в несколько раз дешевле или перевозятся в отдаленные деревни и уездные городки других провинций Китая. Поскольку воровство велосипедов - распространенное преступление, в Китае велосипеды принято регистрировать в полиции. За наше пребывание в Китае у нас украли 3 велосипеда. Некоторые наши знакомые иностранцы-европейцы пострадали больше, некоторые из них, наученные горьким опытом, покупали себе у перекупщиков краденных велосипедов почти "древние" велосипеды.)

Мы с мужем были единственные из присутствующих, кто сочувствовал несчастному вору. Однако, при всем желании мы никак не могли ему помочь, да и не имели права. Я чувствовала, что толпа, точно, что-то ждет от нас. Вдруг я с ужасом увидела в глазах китайских женщин ненависть, непонимание, презрение - и к себе тоже. Китаянки встали вокруг меня со трех сторон, размахивали руками, иногда в порыве гнева одна из женщин -случайно или неслучайно- больно задевала меня своими руками, а особенно агрессивные - до хрипоты в голосе, перебивая друг друга, кричали: « Этот вор украл ваши велосипеды…Скажите - офицеру! Скажите! »

Тандем

Конечно, мы ничего не сказали ни возбужденным китайским женщинам, ни офицеру. Мы с мужем прекрасно понимали, что это были крики злорадства - уже по отношению к нам, к иностранцам, потому что накануне у нас украли недешевые горные велосипеды, а мы, счастливые, въехали в шумный грязный китайский двор на новом, необычном, безусловно, еще более дорогом велосипеде - тандеме, поразив всех. Признаться, мы были даже, как ни странно, благодарны этому или, скорее всего, другому вору, похитившему у нас в канун Нового года 2 горных велосипеда, ибо - тогда бы вряд ли мы купили тандем. Кстати, при отъезде в Москву мы продали его за полцены директору американской школы, где училась наша старшая дочь, причем на наш чуть не единственный тандем была уже очередь. В Куньмине на этот счет есть даже легенда. Говорят, что из Тайваня на шестимиллионный Куньмин привезли всего два таких велосипеда. В течение года их никто не покупал, даже среди иностранцев. Однако, тандем очень нравился одному китайскому богатому бизнесмену. Но - как говорится: и очень хотелось, и очень жалко денег было. Увидев восторженных иностранцев(нас с мужем и нашим ребенком) , «модный» китаец не смог удержаться и - купил-таки второй тандем...

Агрессивная толпа

К счастью, немногим знакомо то ощущение, которое возникает, когда чувствуешь рядом надвигающуюся агрессию многотысячной толпы людей, когда не знаешь, против кого она будет сейчас же направлена. Это - страшно, очень страшно! Мы вместе с маленькой дочкой ехали на тандеме - уже приспособленном для троих человек, в потоке китайских велосипедистов, ни о чём не подозревая, когда в один миг огромная толпа разъединенных людей стала единой черной, озлобленной массой - невероятно агрессивной. Хотя китайцы - трусливый народ, в жизни, как правило, каждый сам за себя, однако в толпе китайцы меняются, поскольку в толпе своих сограждан китайцы чувствуют себя невероятно защищенными, вследствие чего чувство страха пропадает, люди становятся одной массой и общими становятся эмоции, чувства, теряется ответственность за свои поступки. Посеянная когда-то злоба, агрессия возрастает многократно, поэтому я понимала, эта толпа, как, впрочем, не только китайская, неуправляема. Я успокаивала себя: просто у них нервный стресс, сейчас всё… пройдёт… Но... Боже! Мой ребенок!.. А злой, черной энергии нужно всё-таки было выйти наружу: всё равно - как, все рано - где. В толпе всегда - легче, в толпе - никто не заметит…и не страшно нести ответственность за содеянное. Не поверите, но тогда объектом нападения толпа выбрала пятерых несчастных слепых, которые переходили велосипедную дорожку в неположенном месте и в не то время суток: около 18 часов, то есть тогда, когда весь город, вся страна - и каждый в отдельности китаец мысленно готовится съесть свою заработанную миску риса…с чем-нибудь вкусненьким. Подавить же инстинкт голодного китайского желудка просто невозможно, как и понять то, что происходит со всей нацией в одно и то же время - в12 и 18 часов - каждый день.

Холодное отношение к религии, обусловлено особенностью китайской души: найти для себя выгоду, взять, а не дать

Таким образом, интерпретировать психологию самого многочисленного народа мира трудно. Во многом корни ее социальные, и в отсутствии культуры и общепринятой на Западе морали. И все же, на мой взгляд, главная причина кроется в поразительном всеобщем безбожии китайской нации. Христианскую веру китайский народ не принял, несмотря на мощное миссионерское движение в этой стране. Собственную китайскую религию назвать религией в настоящее время невозможно: слишком много традиций забыто. (Верующие живут в основном в Тибете (не китайцы) и на границе с СНГ - угуры.) Остальное - безусловно, за редким исключением, а-ля-религия. За время социалистического режима Китай стал, пожалуй, самой атеистической страной мира… Главный бог китайцев теперь - деньги!

Не может не удивлять бутафорное устройство ныне восстанавливаемых древних храмов, языческие (часто смехотворные) ритуалы. Устраиваемые на территории храмов шумные пиршества, разного рода торговля, стрельба из лука, игра в мацзян (китайское домино «для умных»), в карты - такое воскресное культмассовое или семейное мероприятие на свежем воздухе, по крайней мере, вызывает недоумение. Большинство китайцев приезжают в храмы погадать на судьбу, а не помолиться. Зато дома - стоят урны с прахом предков, которым поклоняются и которым молятся, прося защиты и покровительства. Понять всё это западному человеку невозможно. Но такой - современный Китай... Сегодня знают и придерживаются древних китайских традиций в Китае уже немногие…

Материальное благополучие важно практически для любого человека, независимо от его национальности или цвета кожи. Конечно же, у китайцев есть свои национальные особенности. Итак, чем же отличается бизнес-психология китайцев от европейской?

Китайцы много рассуждают о морали и придерживаются ее норм в повседневной жизни. У китайцев сохранилась та древняя общинность, которая давно пропала у многих других народов. Для них очень важным являются понятия коллектива, рода, семьи. Человек не живет в этом мире сам по себе, соответственно, он не может поступать так, как ему заблагорассудится. Он обязан помогать близким и уважать членов своего рода. В ответ он тоже чувствует поддержку своего рода. Сила его рода, в свою очередь, формируется веками. Поэтому часто отношение к человеку обусловлено тем, к какому роду он принадлежит. Таким образом, моральный облик человека контролируется его родом. Если китаец совершит непорядочный поступок, тень упадет на всю его семью. Он опозорит не только себя, но и все прошлые и будущие поколения. Понятие чести и честности для китайцев не пустой звук. Моральные принципы действуют во всех сферах жизни, в том числе и в бизнесе. Китайцы редко обманывают партнеров, хотя если они посчитают, что вы не выполнили свои обязательства, то не станут выполнять и свои.

Переговоры.

Китайская сторона уделяет большое внимание налаживанию партнерских отношений, поэтому переговоры обычно проходят с профессиональными переводчиками, услуги которых моно аказать на сайте osh-group.com . Переговоры проводят в отдельных комнатах, а не в ресторанах, как принято в некоторых странах. Когда вы встречаетесь со старшим по положению или по возрасту, ему следует пожать руку двумя руками, это правило хорошего тона. Визитную карточку при знакомстве также принято брать двумя руками. Таким же образом следует отдавать свою.

Опираясь на опыт ведения бизнеса с китайцами, были составлены некоторые рекомендации.

1. В Китае неохотно ведут переговоры с незнакомыми людьми, поэтому лучше заранее установить контакт на торговой выставке или познакомиться через посредников.

2. Установление дружеских связей и взаимопонимания чрезвычайно важно, поэтому часто говорят, что китайцы сначала находят себе друзей, а потом ведут с ними бизнес.

3. Важной частью китайской бизнес-культуры является обмен подарками. Лучше всего дарить коньяк или сувениры, типичные для вашей страны. В Китае дарят не один, а два подарка, они даже упакованы попарно в магазинах и сувенирных лавках.

4. Китайцы не любят лишних контактов, поэтому не стоит похлопывать по плечу, обнимать партнеров или даже пристально смотреть в глаза.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии


Аннотация
Достижения, к которым пришла психология образования в Китае, образуют теоретическое основание для научения через распрашивание с опорой на научное руководство и научные открытия. Другая задача развития научения через распрашивание представляет собой реформирование учебных планов в направлении стимулирования в студентах креативности, что всегда было важной задачей педагогической психологии. Закладывая научное основание формирования студенческой креативности, китайские психологи образования систематическим образом изучают психологическую структуру, метрику, формирование и типы креативности в дополнение к условиям, формирующим креативность. Китайские психологи также выдвинули концепции креативного научения и образования в надежде применить базовые принципы креативности к удовлетворению социального запроса на креативные таланты, подготовленные из числа студентов.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGY IN CHINA: TRADITION AND THE PRESENT DAY LOOK

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social, Psychology Department


Abstract
Achievements reached by the educational psychology in China establish a theoretical grounds for inquiry learning by gaining a foothold in scholarly supervision and scientific discoveries. The other task of developing the inquiry learning is the curricula reforming towards the students’ creativity stimulation, which had always been an important objective of the educational psychology. While founding a scholarly basement of the students’ creativity formation, the Chinese educational psychologists in a systematic manner examine the psychological structure, measures, formation and types of creativity in addition to conditions developing creativity. The Chinese psychologists have set forth some creative learning and education concepts striving to apply the basic principles of creativity to satisfy a social demand for the creative talents, prepared amid students.

Педагогическая психология изначально возникла в странах запада, и была завезена в Китай в начале ХХ в., благодаря распространению в Азии обучения по западной модели. В 1912 г. был опубликован китайский перевод книги Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии», в 1926 г. китайский перевод книги Торндайка «Краткий курс психологии образования». В 1922 г. вышел в свет первый учебник по психологии образования, написанный китайским психологом Ляо «Основы психологии образования». Это был самый начальный период развития психологии образования в Китае, характеризовавшийся подражанием странам запада и влиянием со стороны поведенческой психологии. Отдельные китайские исследователи проводили полевые исследования в направлении западных образовательно-психологических теорий, но такие исследования были разрозненными и фрагментарными.

Когда в 1949 г. возник новый Китай, китайская психология попала под влияние России, а реформирование психологии опиралось на теорию И. П. Павлова. В этих обстоятельствах, китайская психология превратилась в копию русской теоретической философии по поводу образовательной психологии, но исследования стали проводиться исходя из реальной ситуации в китайском образовании. В 1962 г. Китайское психологическое общество учредило комитет по психологии образования с целью организовать и планировать развитие единообразной психологии образования. В 1962 – 1963 гг. был написан (неопубликованный) первый учебник «Психология образования» в послереволюционном Китае, в высших учебных заведениях стали читаться курсы по психологии образования, в результате удалось подготовить когорту квалифицированных специалистов.

Однако, после 1966 г. в результате десятилетней культурной революции, психология образования вместе с иными отраслями психологии была подвергнута критике, психологические исследования были насильственно прекращены, в развитии психологии образования произошёл застой. В тот период развитие китайской психологии характеризовалось ученичеством у русской психологии и реформированием. Китайской теоретической структуры и самобытных психологических исследований ещё не существовало .

После того, как в 1978 г. Китай открылся миру, был восстановлен Китайский комитет по психологии образования, а в высших учебных заведениях возобновилось чтение курсов по психологии образования. Постепенно сложились научно-исследовательские институты и факультеты психологии образования. В тот период исследования в области психологии образования с учётом китайских особенностей велись на базе усвоения концепций, сложившихся в психологии образования в других странах, с учётом реальных условий, сложившихся в китайской действительности.

Соответственно, были написаны и опубликованы множество монографий и учебных пособий, посвящённых китайской специфике. В результате был заложен фундамент для развития психологии образования с учётом китайской специфики. В тот период развитие китайской психологии образования соответствовало требованиям времени и потребностям китайского образования. Тем самым, китайская психология образования наконец сформировалась. Китайские психологи занимались разработкой теоретической структуры и исследовали основные проблемные области психологии образования.

Одна из основополагающих целей академического образования и один из основных компонентов исследований в области психологии образования состоит в освоении теории и в профессионализации мастерства. К основным проблемам, с которыми имеют дело профессиональные педагоги, относятся понимание того, как добиться от студентов эффективного практического овладения профессиональным мастерством и как стимулировать умственное развитие студентов, опираясь на формирование профессионально важных навыков. В психологии образования знание обычно разделяется на три категории: декларативное знание, процедурное знание и стратегическое знание. Исследование обучения декларативному знанию сосредоточено на концептуальном научении. Исследователями изучается усвоение и формирование таких концепций как факторы, влияющие на концепции научения. Исследования процедурного знания сосредоточены на двух аспектах, в том числе на образе идентификации и на развитии умственных навыков. Исследования образа идентификации связаны в основном с выявлением факторов, влияющих на обучение процедурному знанию и механизмам его действия через эксперимент .

Применив теорию П. Я. Гальперина о стадиях развития умственных навыков , исследователи описали три стадии формирования умственных навыков: ориентацию на прототип, операцию с прототипом, интернализацию прототипа .

Исследования стратегического знания сосредоточены на овладении стратегиями. Исследователи обращаются к изучению особенностей развития стратегий научения, к усвоению стратегий научения и факторов, влияющих на усвоение стратегий научения . Декларативное знание, усвоенное студентами, допускает транслирование в процедурное знание благодаря разнообразным непрекращающимся практическим действиям.

Процедурное знание способно трансформироваться в стратегическое знание, когда студенты сознательно применяют процедурное знание в процессе метакогнитивного мониторинга, что свидетельствует о том, что усвоение знаний органически связано с умственным развитием, тем самым создаётся новый научно-исследовательский подход к примирению различий между знанием и интеллектом .

Исследователи, специализирующиеся в психологии образования, обращают своё внимание на три аспекта учебной мотивации: общее представление об учебной мотивации в западных странах, эмпирические исследования о роли когнитивного представления в учебной мотивации студентов и исследование образа учебной мотивации у преподавателей. Китайскими психологами переведены и опубликованы серия работ по мотивации в других странах, а также большое количество статей в важных китайских академических психологических журналах с комментариями к западным теориям учебной мотивации.

Плодотворными достижениями отмечены эмпирические исследования учебной мотивации. Китайские исследователи изучают западные теории учебной мотивации и проводят эмпирические исследования по мотивации к достижениям, по атрибуции достижений, по самоэффективности исходя из специфических особенностей китайского образования.

Например, исследователи мотивации к достижениям проводят преимущественно сравнительные исследования достиженческой мотивации и исследуют факторы, влияющие на достиженческую мотивацию. В экспериментальных исследованиях обучающего режима учебной мотивации, китайские исследователи сосредоточились на стимулировании учебной мотивации в процессе классных занятий в начальном и среднем звеньях средней школы, и на стимулировании учебной мотивации студентов при помощи режимов обучения на основе сотрудничества, в учебном режиме по мотивационному плану RACS, в учебном режиме TARGET и в учебных режимах эмоциональной регуляции.

Взятые вместе эти направления научных исследований демонстрируют те достижения, которые сумели осуществить китайские исследователи в области психологии образования.

Научение через распрашивание (inquiry learning) относится к более общему методу научения и процессу усвоения знаний, навыков, эмоций и установок в повседневных ситуациях через распросную деятельность, включая обнаружения существования проблем, выдвижение гипотез, исследование и изучение, практические действия, сбор и переработку информации, самовыражение и коммуникацию .

Совершающееся в Китае реформирование требует обратить особое внимание на обучение через распрашивание. Акцент ставится на участии студентов в практических видах деятельности (таких как исследование, интервью, эксперимент) с целью усвоения знания, развитие навыков понимания и применения усвоенных знаний, совершенствования методов передачи знаний студентам.

Научение через распрашивание предполагает налаживание равноправных, демократических и гармоничных взаимоотношений между преподавателями и студентами, создание релаксирующей атмосферы, разработку адекватных проблемных ситуаций, нацеливание студентов на выявление и решение проблем, тем самым формируя у студентов сознательную способность обучаться самостоятельно.

Достижения, к которым пришла психология образования в Китае, образуют теоретическое основание для научения через распрашивание с опорой на научное руководство и научные открытия. Другая задача развития научения через распрашивание представляет собой реформирование учебных планов в направлении стимулирования в студентах креативности, что всегда было важной задачей педагогической психологии. Закладывая научное основание формирования студенческой креативности, китайские психологи образования систематическим образом изучают психологическую структуру, метрику, формирование и типы креативности в дополнение к условиям, формирующим креативность. Китайские психологи также выдвинули концепции креативного научения и образования в надежде применить базовые принципы креативности к удовлетворению социального запроса на креативные таланты, подготовленные из числа студентов.

Начиная с восьмидесятых гг., в центре внимания педагогической психологии (educational psychology) оказалась психология преподавания (teaching psychology). Подобное включение психологии преподавания в более широкий контекст привело к беспрецедентному развитию данной области педагогической психологии.

В результате теоретического и эмпирического исследования научных правил психологии преподавания, был создана теоретическая содержательная система психологии преподавания, адекватная китайской культуре и образовательным запросам. Во-первых, психология преподавания была подвергнута теоретическому исследованию. Лонгитюдинальным образом, была отслежена траектория формирования субъекта, выверены основные принципы развития психологии преподавания, расширены исследовательское поле и содержательная система, установлен основной тренд развития психологии преподавания. В горизонтальном плане, углубились исследования множества теоретических проблем современной психологии преподавания. В научных исследованиях достигнуто комбинирование понятий творения и реальности. Исследованы не только наиболее важные последние теоретические проблемы развития психологии преподавания, но подобраны также субъекты и содержание исследований исходя из действительных потребностей школьного преподавания и под углом зрения формирования субъекта психологии преподавания.


Библиографический список
  1. Dai H. Q., Zhang Q. H. Research into the Application of Regular Space Model in Descriptive and Statistic Learning Model Identification // Psychological Science, 2004. No. 27. P. 949–951.
  2. Galperin P. I. Stage-by-Stage Formation as a Method of Psychological Investigation // Journal of Russian and East European Psychology, 1992. No. 20. P. 60–80.
  3. Feng Z. L. Educational Psychology. Beijing: People’s Education Press, 2005.
  4. Liu D. Z., Huang X. T. A Brief Summary of Learning Strategy Research // Educational Research and Experiment, 2002. No. 23. P. 78 – 82.
  5. Pi L. S. Educational Psychology. Shanghai: Shanghai Education Publishing House, 2004.
  6. He S. L. 2009. On the Existence Value of Learning and Its Practice Limit // Education Science Research, 2009. No. 9. P. 14–18.
  7. Chen Z., Ye J. W., Mo L., Wen H. B. & Wang R. M. Discovery Learning and Its Promotion // Psychological Development and Education, 2008. No. 1. P. 119 – 122.

Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

Китай является бурно развивающейся страной. Китайские товары в настоящее время распространены по всему миру. Помимо широкого экономического потенциала, Китай привлекает множество туристов со всего мира по причине самобытности страны, богатого культурного наследия, развитой медицины, науки, системы образования. Китайцев мы встречаем и в России повсеместно, на рынках, в ресторанах, на стройках, на полях. Для успешного общения необходимо знать, какова психология китайцев .

При устройстве на работу в международную компанию, работающую с Китаем, помимо знания языка Вас непременно спросят, имеется ли личный опыт общения с гражданами Китая. И этот вопрос прозвучит вовсе не от праздного интереса работодателя. Вопрос опыта общения с китайскими товарищами важен не только в профессиональной сфере. Мы часто совершаем покупки на рынках, многие из нас выезжают в Китай на отдых. В связи с этим, каждому из нас хочется больше узнать, какова психология китайцев для того чтобы правильно выстроить общение с ними, не попасть в неудобную либо опасную ситуацию. А так же просто для того, чтобы не испортить себе настроение, обидев кого – либо, или потерять уважение к себе со стороны китайцев, совершив по незнанию какой – либо необдуманный поступок.

Каждый человек индивидуален по своему характеру, привычкам, поведению. Но известно, что данные черты характера формируются под действием среды, окружающей человека. Среда, в которой человек рождается и развивается с самого детства, направляет развитие индивидуальных особенностей и задатков, развивая одни и подавляя другие личностные качества людей. В результате взаимодействия с обществом, живущим по своим традициям, формируется определенный тип личности, присущий только представителям какого либо народа, особенно если дело касается граждан Китая. В какой же среде формируется сознание китайцев?

Место человека в Китайском обществе

Психология общества Китая сформировано под действием исторических процессов развития китайской цивилизации, история которых насчитывает несколько тысяч лет. Китай пережил длительный период феодального господства, которое предполагает отсутствие прав и свобод, бесправие населения, борьбу за физическое выживание. Внедрение в общество идей Конфуцианства сформировало ценность коллектива, отставляя на второй план личность. Признавались семейные отношения, отношения между друзьями. Общественные и государственные отношения являлись продолжением внутри семейных отношений.

Каждый человек в семье, в кругу товарищей, в отношениях с государством имел свое место, предназначение и обязан был выполнять собственный долг, соответствующий его положению. Имеет место строгая иерархия как в семье, так и в государстве. При этом, существовала полная зависимость — от старшего в семье, от начальника на работе. Длительное время в стране пропагандировалось послушание и слепое подражание навязанному образу.

Значимость группы в сознании китайцев очень значительна. Выражается это в высоком духе корпоративности в коллективе, где все друг за друга. Оскорбление одного может быть воспринять как оскорбление всей группы. Внутри группы китаец наиболее подвержен заражаемости коллективной обидой, вдохновением, идеями. Группы свободно поддаются идеологической и политической обработке.

Известно, что с древности подчеркивалось центральное значение китайского государства, серединное положение страны, центральное во всем мире. Весь остальной мир был варварами. Китайцы жили по собственному кодексу поведения, замкнутому в своем собственном мире. Есть мы – группа, и они – все остальные. Отсюда происходит признание у китайцев внутри семейных и внутригрупповых правил поведения. На первом месте существует группа, к которой принадлежит китаец. Отношения в группе регулируются традициями, привычками и обычаями. Отношения внутри группы являются основой для налаживания общественных связей вне группы. Отношения основываются на принципах обоюдной выгоды. Связи строятся между родственниками, земляками, друзьями, друзьями друзей. Хвастаясь собственными связями, китайцы часто могут преувеличивать свои возможности. Наличие множества связей определяет деловые возможности. Наибольшие деловые возможности имеет чиновник. Положение чиновника наиболее выгодно для организации широкого круга взаимовыгодных связей, в связи с этим чиновники пользуются особым почитанием.

Отличительной чертой китайцев является страх перед властью, внушаемость. Отсюда произрастают такие черты характера, как ожидание указаний свыше, инертность деятельности, формализм. Указания начальника исполнялись с особой пунктуальностью, порою доведенной до абсурда. Чиновники в Китае требуют больше не соблюдения юридических норм и законов, а внешних проявлений уважения к их личности.

Сложные процессы, происходящие в китайском обществе, воспитали как положительные, так и отрицательные черты характера. Энтузиазм, отзывчивость, трудолюбие сочетается с агрессивностью, вероломством, угодничеством, приспособленчеством и жестокостью. В настоящее время Китайское общество под влиянием западных цивилизаций постепенно отходит от догм конфуцианства, но при этом изменения не всегда происходят в лучшую сторону. На первый план выходят материальные выгоды, развивается «Синдром красных глаз» — зависть к благосостоянию окружающих. Наиболее подверженной новому влиянию оказалась молодежь, проживающая в крупных городах.

Характер китайцев

Сами китайцы характеризуют свой характер как «нэй сан» — замкнутый. Чувства, эмоции, интересы и переживания находятся на втором плане. При этом китайцы признают, что их темперамент сравним с термосом – снаружи холодно, но внутри кипяток.

Особо сильны в Китае следования традициям, формализм, соблюдение правил. Положительные правила, например уважение к родителям, могло быть доведено до абсурда пунктуальным и дотошным исполнением всех тонкостей.

Китайцев отличает высокое чувство долга, являющееся основополагающим в поведении, и вынуждал повиноваться установленным нормам. Долг перед семьей контролировал супружеские измены. Долг перед обществом обязывал соблюдать правила – сдерживать эмоции, следовать общепринятым моделям поведения. Нарушение общепринятых норм может привести к потере общественного престижа – «потери лица». Потеря лица ранее являлась страшным позором, заканчиваясь зачастую самоубийством. В настоящее время страх потери престижа так же велик, но изменились мотивы и способы оправдания. Достоинство можно сохранить, публично признавшись и покаявшись. Считается, что покаяние изменяет внутреннее содержание человека.

Для поддержания репутации допустимы все мыслимые способы. При этом считается главным не сам поступок, а то, как он будет выглядеть в глазах общества. Такие установки мотивируют китайцев на театрализованость своей жизни, где главное – правильно исполнять свою роль. Для сохранения лица допускалось даже прикрытие воровства, ошибок административного управления. Потерей лица может обернуться несоблюдение начальником неписаных правил в отношении своих подчиненных, например, начальник не может сам носить свой портфель.

Потерей лица может быть незнание каких либо вещей. Не стоит спрашивать например дорогу на незнакомой улице. Не знающий дороги китаец все равно расскажет Вам первое, что придет в голову. Хоть и соврет, но ответит на вопрос и не потеряет лицо.

Сохранение общественного престижа необходимо так же для создания ощущения собственного превосходства над партнером. Даже при незначительном споре китаец попытается добиться признания вины оппонента, пусть даже признания формального. В сфере производственных отношений, для сохранения лица, китаец положит все усилия для своевременного выполнения работы, но работа при этом будет выполнена наспех, некачественно.

Поведение в деловой сфере так же основано на боязни потерять лицо. Потерять общественный престиж легко может иностранец, не имеющий понятия о тонкостях отношений. В процессе переговоров значимыми будут намеки, паузы в словах, увод темы разговора в другую сторону. Для сохранения лица, многие вопросы решаются не в прямых переговорах, а с помощью посредников.

Психология китайцев такова, что очень важным фактором для них является соблюдение атрибутов, формы. Например, социальный статус китайца обязывал его следовать жестко определенному правилу поведения, определявшего все сферы его жизни. Руководитель обязан выражать свои мысли плавно и размеренно, тогда как крестьянин должен говорить бегло и с размытым смыслом. Кажущаяся внешней лживость и лицемерие китайца связана с тем, что он вынужден подстраиваться под определенные модели поведения, присущие его статусу. Он ведет себя так, как приучен с самого детства.

Договоры с китайцем пройдут только в том случае, если он сочтет это разумным, рациональным. Рационально все, что может принести выгоду. Отсутствие возможной выгоды делает мотивы непонятными и враждебными. Бережливость и рациональность китайцев связана с длительной борьбой за выживание, нехваткой денег.

Китайцы не любят риск и идут на сделки только при полной уверенности в своем выигрыше. При проведении действий рассчитывается множество вариантов развития ситуации.

Трудолюбие является известной по всему миру чертой характера китайцев. Но следует учесть, что в основе труда так же лежит выгода. Труд воспринимается как вынужденная мера для материального обеспечения. При малейшей возможности китаец стремиться подняться, разбогатеть.

Еще одна особенность китайцев самообучаемость, любознательность. Китаец легко обучается. Наиболее легко обучить китайца с помощью каких либо образов, картинок. Любознательность китайца может перерасти в назойливое любопытство. Массовое скопление людей может вызвать даже самое незначительное событие, даже простое появление на улице иностранца.

При проживании за границей, китайцы селятся обособлено. Несмотря на иную культуру чужой страны, китайцы сохраняют свою самобытность, традиции, образ жизни.

Как китайцы относятся к иностранцам

Тысячелетнее внушение серединности государства привело к тому, что китайцы превозносят все китайское – товары, традиции, культуру, экономические успехи. Они убеждены, что все китайское настолько хорошо, что можно спокойно воспринимать пренебрежительное отношение китайцев ко всем остальным народам. Если китаец критикует какие либо недостатки страны, он может сильно обидеться, услышав такую же критику от иностранца. Китайцы изначально брезгливо относятся к иностранцем, подчеркивая собственное превосходство, либо давая понять о снисходительном отношении к нему. В настоящее время, отношение к иностранцам меняется. В страну прибывают гости, в ВУЗы поступают студенты из разных стран. Приезжает масса туристов, поэтому отношение к иностранцам в основном доброжелательное.

Отношение к иностранцам из разных стран разное. К монголам, чернокожим отношение пренебрежительное, в то же время к европейцам и американцам отношение трепетное. К японцам отношение настороженное. К русским отношение различно. В приграничных районах Китая отношение может быть злобным. В центральных и курортных районах отношение в основном доброжелательное.

Несмотря на свою исключительность, в Китае прослеживается подражание европейской культуре, этикету. Но и тут, национальная гордость не позволяет признавать даже очевидные заимствования из других стран и культур.

Мышление китайцев

Китайцы склонны к уточнениям и детализациям. Широко развито образное мышление. Китайскую письменность, составленную на основе более 5000 иероглифов можно освоить только на основании образного мышления. Объяснение тем наиболее эффективно с использованием наглядных пособий. Повтор темы считается подчеркиванием важности момента.

Мыслит китаец целым массивом понятий и образов, часто выбрасывая важные детали. Китаец может уклоняться от прямых ответов, если тема кажется неудобной, и непонятной. Склад ума нелогичен. Невозможно китайца заставить сделать то, что он не хочет. Согласившись с Вами, китаец может резко отказаться от собственных слов.

Манеры общения в Китае

В общении важно все – скорость произношения речи, тональности, жесты, мимика. В близком кругу скорость речи высокая, элементы речи произносятся небрежно и сокращаются. Часто употребляются жаргонные выражения.

В официальной обстановке темп речи более размерен и сдержан. Употребляются стереотипные фразы, характерные для конкретных ситуаций. Тихий и спокойный голос с минимальным набором мимики и жестов говорит о убежденности и самообладании китайца.

Исходя из ролевой постановки общественных отношений, общение между китайцами носит, как правило, этикетный характер. Этикет предполагает набор типовых моделей поведения, характерных для общения в различных жизненных ситуациях в разных слоях общества.

Знание основ этикета помогает выстроить общение с китайцами. Необходимо учитывать, что нормы поведения различаются значительно. Например, в Китае сморкаться на улице, тогда как сморкаться в платок и положить его в карман считается мерзким. В общении не принято открыто проявлять эмоции, в незнакомой ситуации.

Обращаться к китайцу принято с использованием титула, за тем фамилии, например «директор Ван». Обращение по имени допускается только в близком кругу. При представлении человека, например — Дэн Сяопин следует иметь в виду, что первая часть «Дэн» является фамилией, вторая часть — «Сяопин» - имя. Если титул человека не известен, то обращаться следует с использованием слов господин (сянынэн), либо госпожа (тайтай). Общение с русскими для китайцев представляет определенные трудности. Представляться им следует не говоря отчества, чтоб избежать путаницы. Для упрощения произношения имен, русские имена могут быть заменены на удобные короткие клички.

Успех в общении с китайцами складывается из многих нюансов и обстоятельств, изучить которые следует более подробно в случае ведения совместного бизнеса, периодических тур. поездок, частого общения. Успех зависит от предварительной подготовки – более подробного изучения культуры, традиций, нравов китайцев. Зная их менталитет, можно заранее предсказывать результат деловых переговоров, успешных покупок, общения. Интернет дает возможность более детального изучения обычаев китайцев, проживающих в различных местностях. Возможно, Вас напугает большое количество протокольных правил этикета, норм поведения. Но знание психологии общения и основ этикета необходимо, поскольку, как известно, восток – дело тонкое!



просмотров