Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека. Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) Чуб Людмила Ивановна Труд всегда связан с необходимостью

Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека. Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) Чуб Людмила Ивановна Труд всегда связан с необходимостью

Тема урока «потребности семьи»

Томский государственный педагогический университет, магистрант 1 курса

Цель урока: Разъяснить школьникам сущность потребностей, познакомить с их разнообразием.

Задачи урока:

Знать какие потребности могут быть у людей, понимать, что представляют собой потребности человека

Уметь анализировать свои потребности и выстраивать грамотные пути их удовлетворения

Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к разумным потребностям

Материально-техническое оснащение: учебник «Технология» 8 класс (под редакцией_ В.Д. Симоненко), ИКТ – презентация темы.

1.Организационная часть

2 Актуализация (проверка домашнего задания, фронтальный опрос школьников)

3 Сообщение нового материала, демонстрация слайдов.

Потребности семьи

Виды потребностей семьи

Основные правила покупок

4. Закрепление изложенного материала. Практическая часть.

5. Заключительный инструктаж (выставление оценок, объяснение домашнего задания)

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (обращаю внимание на то, как соблюдена техника безопасности: собраны ли волосы, находятся ли сумки на своих местах, не жуют ли жвачки).Далее отмечаю присутствующих на уроке.

Актуализация (проверка домашнего задания, фронтальный опрос школьников)

Сообщение нового материала

Тема сегодняшнего урока «потребности человека».На прошлом уроке мы уже немного затронули эту тему, сегодня мы её продолжим. Поговорим о потребностях, о их видах. А в конце урока мы выполним небольшую самостоятельную работу.

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

(ребята отвечают на вопрос)

Обобщаю ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.

Как вы помните из прошлого урока, что же такое потребности? (ответы учащихся)

Учитель: Давайте выясним, что же такое потребности.

Есть такая наука – психология, которая различает два понятия: «нужда» и «потребность».

Что такое нужда? Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда, когда кислорода будет не хватать (заболевают органы дыхания), тогда человек предпринимает какие то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. И тогда нужда становится потребностью.

Нужда – то, что человеку необходимо, но он об этом не задумывается, а потребность – то, что человек осознает и переживает.

Потребность -нужда в чем-либо, требующая удовлетворения

Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребности человека не могут быть одинаковы во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека при использовании каких-либо ресурсов – техники, технологии, финансовых средств, материалов, людей и др.

Ресурсы – это запасы, средства, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.

Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия.

Потребность становится целью деятельности человека и побуждает его к действию. Действие направлено на удовлетворение потребности.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется иерархической теорией потребностей . А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются от потребностей человека? (выслушав ответы) Отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей (занимается земледелием, шьет одежду и т.д.)

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Удовлетворение ложных потребностей приносят только вред. Это потребности в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д.

Давайте рассмотрим классификацию по признаку рациональной потребности:

· Срочные и необходимые: вещи, которые следует купить немедленно (отсутствие необходимого для жизни или внезапностью нужды).

· Обязательные: вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена.

· Желательные: вещи улучшенного качества, повышенной комфортности.

· Престижные: вещи повышенного качества и комфортности.

Потребности связаны с ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации - жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей. Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека.

Если для человека особо значимо приобретение вещей, то у него преобладают материальные потребности. Если он считает предпочтительным для себя заниматься творческой деятельностью, то у него формируются различные духовные потребности.

Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность.

Закрепление изложенного материала

Беседа с классом.

Вопрос : В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает?

Потребности должны соответствовать возможностям.

Учитель: Ни одну потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения, человек должен трудиться

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?

Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.

Труд дает больше возможностей для удовлетворения потребностей.

Учитель: у человека иногда возникают ложные потребности.

Какой вред они могут принести людям? (ребята отвечают).

Обобщая ответы учащихся, учитель:

Вредные привычки наносят вред человеку – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может попасть в беду .

Вопрос: Влияют ли потребности человека на развитие общества?

(ребята отвечают):

Учитель обобщает : общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.

Итак, мы выяснили, 1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие?(ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)

2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно?

(ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)

3) Без чего человек может прожить?(ребята отвечают: алкаголь, наркотики, курение

Установите соответствие.

Уровень потребности

9) социальные потребности это…

А) потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей.

Б) потребность в любви, дружбе, общении с людьми, имеющими те же интересы

В) потребность в культуре, общении, занятиях, искусстве.

10. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей

11 . К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

а) самосохранении; б) самореализации; в) самопознании; г) самообразовании.

12 .О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

13. Установите соответствие:

Виды потребностей человека

мини сочинение

По своему значению труд является насущной потребностью человека, призванной удовлетворять его биологические нужды и культурные запросы. Характер удовлетворения этой потребности определяется как субъективными, так и объективными факторами.
К первым относят индивидуальные возрастные и половые особенности людей, состояние их здоровья, личностные свойства (темперамент, характер, способности), а также уровень общей культуры, профессиональный опыт субъекта деятельности, его социальный статус, то есть положение в сфере общественных связей (должность, профессию, специальность). Ко вторым - особенности производства, в котором трудится человек: условия и дисциплину труда, форму его организации, рациональность систем заработной платы, подготовки и переподготовки кадров, наличие инноваций в технологии трудовых процессов и целый ряд других моментов социально-экономического характера.
Для человека, как существа биосоциального, труд, безусловно, прежде всего, необходимость выживания в любые исторические эпохи. Отсюда и приоритет материального производства над всеми остальными видами человеческой деятельности на протяжении длительных тысячелетий. В этом смысле труд - это всегда (и в первую очередь) материальная потребность. Общественно полезный характер труда (даже если он осуществляется индивидом в сугубо личных целях) одновременно делает его духовной потребностью человека (даже если он этого не осознает или не желает). В самом деле, именно в процессе труда человек выражает себя среди себе подобных, а разделение труда и его кооперация вовлекают его помимо воли в процесс общественного воспроизводства.
Труд как мотив деятельности человека - это, вероятно, один из немногих мотивов (если вообще не единственный), в котором неразрывно слиты воедино материальное и духовное начала, необходимость и потребность, производственные отношения на уровне личности и общества. Труд на себя и труд наемный при определенных условиях может быть подневольным в тех случаях, когда он не свободен от внешнего принуждения обстоятельствами или кем-то (чем-то), а при других (владение собственностью) может быть свободен даже в условиях найма.
Другими словами, труд как мотив деятельности, в котором соединены материальные и духовные черты, - это всегда необходимость обеспечения человеку достойного существования. Итак, труд как мотив деятельности - это необходимость. Труд как объект потребности человека - явление более глубокое, связанное с социальной сущностью человека.

Труд - это потребность человека. Когда человек не работает, ему становится все скучно и однообразно. Также, ему лень начать работать! Это как замкнутый круг, чем больше бездельничаешь, тем больше не хочется ничего делать! Но если выйти из этого круга, начать работать. Становится очень легко и хорошо!

P.S. Я импровизировал, но все это - правда, испытанно мною лично!
Надеюсь помог! :)))

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чуб Людмила Ивановна. Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) : ил РГБ ОД 61:85-9/408

Введение

Глава I. Труд как потребность человека

I. Социологическое понимание потребности

2. Потребность труда - основа всех потребностей человека

3. Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека

Глава П. Предпосылки становления труда внутренней потребностью человека 88-04

I. Социализм и освобождение труда

2. Социально-экономическая неоднородность труда при социализме

3. Пути превращения труда в свободную творче скую деятельность

Заключение

Литература...

Введение к работе

Актуальность исследования. На ХХУІ съезде партии была выдвинута задача превращения труда в первую жизненную потребность. В Отчетном докладе ЦК КПСС подчеркивалось, что "Советское общество - это общество людей труда. Партия и государство прилагали и прилагают много усилий, чтобы сделать труд человека не только более производительным, но и содержательным, интересным, творческим. Важнейшую роль здесь призвана сыграть ликвидация ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда. Это не только экономическая, но и серьезная социальная проблема". Значимость процесса становления труда в качестве потребности личности обусловлена задачами построения материально-технической базы коммунизма, перехода от экстенсивных методов ведения хозяйства к интенсивным, повышения эффективности и качества выпускаемой продукции, повышения производительности труда, ускорения научно-технического прогресса и превращения науки в непосредственную производительную силу. Решение этих задач с одной стороны создает объективные предпосылки для превращения труда в первую жизненную по -требность, поскольку в процессе вышеперечисленных задач происходит изменение характера и содержания труда. С другой стороны, создание материально-технической базы коммунизма требует совершенствования субъективного фактора общественного производства, а именно самого человека, его сознательного и творческого отношения к труду, дисциплины и чувства ответственности за порученное дело, высокой общеобразовательной и квалифицированной подготовки, идейной убежденности и коммунистической нравственности. Отсюда исследование специфики социальной сферы общества заключается в изуче-

I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: 1981, с.57. нии процесса воспроизводства и развития общественного человека как конкретно-исторического субъекта общественной деятельности, поскольку общественный процесс - это прежде всего "развитие производительных сил человечества, т.е. развитие богатства челове- ческой природы как самоцель". Необходимо всестороннее раскрытие положений К.Маркса о том, что основное богатство коммунистического общества не в вещах, а в свободном и универсальном развитии человека, и эта целостность развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу, становится самоцелью общественного развития. В соответствии с этим возникает ряд проблем, требующих конкретно-научного, философского осмысления и решения. В их числе - исследование места и роли человека как субъекта общественных отноше -ний и деятельности, специфики субъективного мира человека, его социальной, творческой природы, развития способностей и потребностей.

Постановка и решение вопросов, связанных с различными сторонами проблемы потребностей, имеют актуальное значение для ведения эффективного идеологического противоборства с противниками марксизма-ленинизма. В ходе этого противоборства на основании сопоставления социально-экономической практики социализма и капитализма раскрываются преимущества социалистического общества в создании необходимых предпосылок для формирования, развития и удовлетворения потребностей личности, реализации ее творческих способностей, оптимизации индивидуальных и общественных потребностей. "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.П, с.123; см.также: т.12,С7П-8І2; т.25, ч.П, с.450, 385. их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики".

Решение поставленной партией практической задачи целенаправленного формирования потребностей членов нашего общества предполагает наличие прочного теоретического фундамента, научного осмысления вопросов, связанных с пониманием возникновения потребностей, их становления и превращения в побудительные силы человеческой деятельности и их удовлетворения с помощью продуктов этой деятельности.

Актуальность подобных исследований обусловливается и логикой научных разработок, направленных на познание сущности, природы и закономерностей деятельности различных социальных субъектов - от индивида до общества в целом.

Партия считает важнейшей задачей "воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо... Здесь имеет значение не одна лишь экономическая сторона. Не менее значима сторона идейно-нрав-ственная".

Значимость таких исследований обусловливается тем, что "познание процесса коммунистического преобразования труда может послужить ключом к пониманию сущности и практических путей построе-

Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М., 1981, с.63.

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года, с.35-36. ния коммунизма". На основе нового отношения к труду формируется новое мировоззрение и ценностная ориентация личности, изменяется отношение людей друг к другу, утверждается новый тип общественных отношений в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые материалистическую, подлинно научную трактовку превращения труда в потребность человека дали в своих произведениях К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин. Основываясь на методологических положениях классиков марксизма-ленинизма, советские ученые-обществоведы продолжают исследовать основные тенденции, способствующие превращению труда в потребность человека.

Огромную важность приобретает проблема управления общественным производством, всей системой общественных отношений в целом. В общетеоретическом плане среди работ,наиболее многопланово освещающих этот вопрос, особого внимания заслуживают работы Г.С.Григорьева, Л.П.Буевой, В.Я.Ельмеева, А.Г.Здравомыслова, Д.Н.Кайда-лова, А.М.Ковалева, Б.В.Князева, Р.И.Косолапова, Н.В.Маркова, В.П.Ратникова, Й.М.Рогова, В.Я.Суслова, И.Й.Чангли, Ф.Н.Щербака. Эти работы содержат разработку многих валшых проблем, в том числе и проблемы превращения труда в потребность. Результаты социологических исследований, проводившихся в связи с решением этой проблемы, нашли отражение в научных трудах Л.П.Буевой, В.В.Водзин-ской, Ю.А.Замошкина, А.Г.Здравомыслова, Л.Н.Жилиной, Д.П.Кайдало-ва, В.Г.Подмаркова, К.К.Платонова, М.Н.Руткевича, В.А.Смирнова, Е.И.Сушленко, М.Х.Титмы, В.Н.Шубкина, В.А.Ядова и др.авторов. Наряду с публикациями материалов конкретных социологических иссле-

I. Значительная тема научных исследований. - Коммунист, 1978, В 12, с.13. дований издан и целый ряд работ, посвященных теоретическим аспектам проблемы превращения труда в потребность. Этот вопрос рассматривается как в специальных работах, посвященных изучению потребности в труде, так и при рассмотрении отдельных аспектов, касающихся вопросов труда, таких как изменение его характера и содержания в условиях НТР. Так, Г.В.Бадеева, И.Ф.Громов, Г.Н.Волков, Т.И.Зинченко, А.П.Попов, В.К.Врублевский проблему превращения труда в потребность человека рассматривают в связи с научно-технической революцией, которая ведет к качественному преобразова-"Нию характера и содержания труда и тем самым создает объективные предпосылки для формирования данной потребности.

На современном этапе обстоятельно развито ленинское положение об отличии социалистического труда от коммунистического; обращено внимание на необходимость отличать коммунистическое отношение к труду от собственно коммунистического труда; изучена совокупность и иерархия факторов, влияющих на отношение различных категорий трудящихся к своему труду; многочисленными исследованиями подтверждается закономерность отношения к труду в зависимости от изменения характера и содержания самого труда; при этом отмечается усиление тенденции к ориентации на творческое содержа-ние труда. Наблюдается, можно сказать, "этизация проблемы воспи-

I. См.: Григорьев Г.С. Труд - первая человеческая потребность. Пермь, 1965; Косолапов.П.И. Коммунистический труд: природа и стимулы. М., 1968; Марков Н.В. Социалистический труд и его будущее. М., 1976; Разжигаев А.Ф. Труд как потребность. Челябинск, 1973; Суслов В.Я. Труд в условиях развитого социализма. Л., 1976; Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959; Чангли И.И. Труд. М., 1973; Человек-наука-техника. М., 1973; и др..

См., напр.,. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Актуальные проблемы социологии труда. - М., 1977, с.144.

См.подробнее: Блинов Н.М. Удовлетворение человеческих по- тания коммунистического отношения к труду. В литературе недостаточно внимания обращается на объективный характер формирования потребности в труде. Под последним имеется в виду объективная обусловленность процесса развития как трудовой деятельности, так и самого человека труда. Уровень или степень развития потребности в труде рассматривается преимущественно как результат воспитания. В частности, основанием для такого подхода является то, что формирование нового отношения к труду есть вроде бы возвращение последнему его изначального свойства быть источником радости и вдохновения, поприщем самораскрытия и самоутверждения личности, свойства иметь притягательную силу и вне связи с его результата- ми. В литературе коммунистическое отношение к труду, или отношение к нему как первой жизненной ценности, представляется преимущественно как исчерпываемое ориентацией на творческое содержание

3 труда. В настоящее время следует, видимо, говорить лишь об отдельных элементах коммунистического труда в труде социалистическом. Мы должны трезво оценивать и то, что предстоит сделать на пути к достижению коммунистического труда. А путь предстоит длительный и нелегкий. Поэтому задача заключается в тщательном анализе потребности в труде, современных тенденций ее развития. Лишь на основе такого анализа можно представить превращение труда в первую жизненную потребность как реальный процесс, и лишь с его требностей - важнейшая социальная функция труда при социализме. -Социологические исследования, IS78, Ш 2, с.46-47.

См.: Косолапов Р.И. Социализм. К вопросам теории. - М., 1975, с.277, 283.

См.: Чангли И.И. Труд. - М.: Наука, 1973, с.77.

Человек и его работа. Под ред.А.Г.Здравомыслова, В.А.Ядо-ва, В.П.Рожина. М., 1969, с.289; Разжигаев А.Ф. Труд как потребность, с.120-122. помощью можно определить, на каком этапе этого процесса находится сейчас социалистическое общество. В этом аспекте процесс перерастания труда в потребность должен быть рассмотрен как свидетельство того, что сама потребность в труде достигла в своем развитии уровня, еще не высшего, но уже предшествующего ему. В соответствии с этим большую значимость имеет выявление путей и средств превращения труда в первую жизненную потребность человека в процессе совершенствования социалистического общества.

В настоящем исследовании труд рассматривается как потребность человека. Именно она, потребность трудиться, "делает" человека человеком.

Труд как потребность не есть что-то, лежащее вне труда, а собственный момент труда, как выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Процесс обнаружения сущности человека средствами научного исследования предполагает понимание диалектического единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, которое реализуется в деятельности и общественных отношениях человека. Мера их соотношения диалектична. Поскольку сущность человека носит общественный характер, то ее изучение предполагает выход за пределы индивида, рассмотрение его в широкой системе общественных связей, отношений со специфическим общественным миром.

Сущность человека не передается по наследству, биологически, а формируется в процессе жизнедеятельности. Включение индивида в жизнедеятельность определенных общностей является решающим условием такого формирования. При этом каждый индивид заново и по-своему развивает свои сущностные силы и способности, с большей

I. См.: Значительная тема научных исследований, с.9-Ю. или меньшей активностью участвует в творчестве новых общественных отношений, включаясь в деятельность. Вне процесса перевода общественного в индивидуальное, равно как и обратного ему процесса объективации сил в общественной деятельности и отношениях, сущность человека не проявляется, не развивается и вообще не существует.

Методологическим ключом в решении вышеуказанных вопросов является принцип единства деятельности, общественных отношений и сознания. Этот принцип необходим не только для раскрытия сущности социальных процессов и механизмов действия общественных законов, но и сущности законов формирования общественных субъектов деятельности.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ труда как внутренней потребности. Выявление деятельного основания и форм единства человека и мира. Обнаружение всеобщих связей, определяющих способ человеческого бытия в такой же мере, как и способ бытия мира для человека. Рассмотрение обусловливающего влияния производства и потребностей друг на друга. Рассмотрение диалектики труда и потребностей на различных этапах развития марксистского учения, осмысление понятия потребности как социологической категории; исследование потребности в труде как основы всех потребностей человека, как выражение его деятельно-творческой, социальной сущности; изучение социально-экономических и научно-технических предпосылок превращения труда во внутреннюю потребность человека.

Методологической и теоретической основой исследования послу-служили произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, программные документы партии, выступления и труды руководителей партии и Советского государства. На- - II - стоящее исследование в качестве своей исходной базы имеет труды советских философов, социологов, психологов и экономистов.

Научная новизна исследования. Анализ трудовой деятельности только в аспекте ее субъекта и объекта может дать лишь весьма абстрактные результаты, потому что без выяснения всех связей и опосредствовании между субъектом и объектом, без исследования средств и орудий деятельности невозможно понять изменения в объекте, эволюцию целей и развитие самого субъекта трудовой деятельности. Диссертант исходит из того, что труд - самая неискоренимая потребность человека. Потребность - момент труда, выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Труд рассматривается как деятельность и как система отношений. Сущностью человека в действительности является совокупность общественных отношений. Сущность человека развертывается в диалектике его деятельно-творческой природы и социальных форм трудовой деятельности, отношений. Труд становится действительным способом развертывания сущностных сил человека в меру своего освобождения. Свободный труд - не свобода от материальной деятельности, а от ее нужды, ее внешней целесообразности. Труд свободен, когда внешние цели его становятся целями, которые ставит перед собой сам индивид, полагаются как самоосуществление, как действительная свобода, деятельным творческим проявлением которой является труд.

В настоящем исследовании мы рассматривали процесс социальной детерминации, осуществляющийся через деятельность, в которой сами субъекты являются с одной стороны активным, творческим началом всех изменении, а с другой - своеобразным "объектом" воздействия и взаимодействия самих субъектов, в ходе которых индивиды "как физически, так и духовно творят друг друга...".

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.36.

Мы стремились акцентировать свое внимание не столько на движении "от общества к личности", сколько на "обратном воздействии", на анализе того, что может внести и вносит личность, об-ладающая субъективными творческими способностями, в объективные процессы, в реализацию общественных целей и в какой мере решение общественных задач зависит от меры активности личности, от ее творческого потенциала. Это дает возможность выявить творческий потенциал личности, ее способности и оптимально для общества и личности помочь ей найти свое место в жизни, а также показать значение субъективного мира личности, пути формирования всестороннего развития ее способностей, реализация которых зависит не только от благоприятных общественных условий, но и от активности и развитости личности. 1цинство этих-подходов выявляется в диалектике социального и индивидуального, всестороннее раскрытие которой позволит подойти к теоретическому и практическому решению проблемы становления человека самоцелью общественного развития.

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно содержит характеристику труда как деятельности человека по производству своей общественной жизни, включая и производство общественной связи, в которую люди вступают в процессе созидания своей материальной и духовной жизни и производство самого человека как агента, субъекта общественного производства и воспроизводства производственных отношений. Производство жизненных средств есть фундамент производства и воспроизводства общественных отношений и потребностей самого человека. Практическая значимость данной диссертационной работы состоит и в том, что ее результаты могут быть использованы: при проведении конкретных социологических исследований в трудовых коллективах, при изучении возможностей и специфики формирования коммунистического отношения к труду; при - ІЗ - осуществлении задач профессиональной ориентации учащейся молодежи; в лекционной пропаганде по формированию коммунистического мировоззрения и по коммунистическому воспитанию. В теоретическом плане они могут послужить для развертывания дальнейших исследований проблемы труда как потребности человека.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в статьях, опубликованных автором, в выступлениях на научных конференциях Ленинграда и Владивостока. Диссертация была обсуждена на теоретическом семинаре и заседании кафедры исторического материализма философского факультета Ленинградского университета имени А, А. Жданова.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на конференциях:

К вопросу об изменении характера труда под воздействием научно-технической революции.-В сб.: Объективное и субъективное в общественном развитии. Владивосток, 1981, с.143-151.

Тезисы выступления на конференции "Взаимодействие общества, природы и техники". Дальневосточная секция при Проблемных советах Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР по материалистической диалектике и научно-технической революции. Владивосток, 1982 год. См.: Вопросы философии, 1983, В 4.

Превращение науки в непосредственную производительную силу. Тезисы выступления на расширенном заседании секции исторического материализма Северо-Западного отделения философского общества СССР и Проблемного совета Минвуза РСФСР "Современная ВТР и ее социальные последствия". См.: Информационные материалы философского общества СССР. Москва, 1983, № 4 (37).

Социологическое понимание потребности

Изучением потребностей занимаются многие науки: философия, политическая экономия, психология, педагогика и др. Каждая из них имеет свой предмет исследования, решает конкретные задачи, применяя свои методы и формы анализа. Исследователи - марксисты придают большое значение изучению потребностей как в теоретическом аспекте, так и в плане исследования механизма действия и развития потребностей.

Проблема потребностей является узловой для целого ряда наук. Накоплен значительный теоретический материал, требующий философского обобщения. Осмысление понятия (проблемы) потребностей как социологической категории имеет важное значение для разработки общей теории потребностей для обогащения категориального аппарата исторического материализма.

Большой вклад в создание научной теории потребностей внесли К.Маркс и Ф.Энгельс. Анализ взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса на проблему потребностей позволяет рассмотреть содержащиеся в их произведениях существенные характеристики потребностей и их классификацию, вычленить основные положения классиков марксизма о роли потребностей в жизнедеятельности субъектов, об их взаимоотношении с производительной деятельностью и о проявлении этого взаимоотношения на различных этапах исторического развития.

В произведениях основоположников марксизма рассматриваются основания классификации потребностей и понимание противоречивой взаимосвязи потребностей и производства. К.Маркс и Ф.Энгельс связывали потребность как философскую категорию с необходимостью.

Например, в одной из своих ранних статей К.Маркс так показывает эту связь: "Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нем потребность, без него мое существование не может быть полным, удовлетворенным, совершенным". Столь тесная взаимосвязь объясняется тем, что для К.Маркса и Ф.Энгельса потребность, как и необходимость, выражает объективно неизменный при определенных условиях характер развития явлений. Но необходимость - это категория, имеющая всеобщий характер, свойственная всем уровням движения материи. Она выступает по отношению к потребности как родовое понятие, по скольку последняя существует, по мнению основоположников марксизма, только на биологическом и социальном уровнях движения и не может быть применена к описанию явлений и процессов, происходящих в области неживой природы. Можно сказать, что потребность есть конкретная специфическая форма проявления необходимости, "практическое выражение необходимости".

Б произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса потребности рассматриваются как выражение объективно существующей внутренней и внешней необходимости в жизнедеятельности организма. С одной стороны они выступают для своего субъекта как проявление его глубинных сущностных сил, как свободное проявление его собственной природы. Но, с другой стороны, сам субъект потребностей, согласно материалистическому пониманию истории, является продуктом длительного эволюционного и исторического развития, результатом взаимодействия сил во внешней по отношению к нему среде (природной и соци -альной). Вследствие этого потребности как проявление внутренней необходимости и жизнедеятельности субъекта следует рассматривать в то же время как отражение и преломление внешней необходимости, в конечном счете определяющей качественно своеобразные характеристики. Данный момент вместе с зависимостью удовлетворения потребностей от обмена веществ с внешней средой и определяет специфический характер потребностей как выражения одновременно и внутренней, и внешней необходимости в жизнедеятельности биологических и социальных организмов. Именно с этой точки зрения следует рассматривать тот факт, что К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно определяли их как "естественную необходимость" и "внутреннюю необходимость".

Состояние потребностей людей той или иной эпохи, того или иного народа, класса - достоверный показатель уровня развития общественных отношений.

Изменение потребностей людей - объективный свидетель новых тенденций общественного развития. Содержание категории "потребность" настолько значительно, что позволило К.Марксу и Ф.Энгельсу ввести ее в основной принцип коммунизма "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".

Потребность "отражает", "воплощает" во внутренней телесной субстанции" человека свойства и качества.окружающего предметного мира. Это отношение человека к окружающему миру, так как любая потребность предполагает какой-то объект потребности. Потребность - это и деятельность личности по "присвоению", "переводу" качеств и свойств объекта во внутренние свойства человека. По -требности - это форма самоутверждения в жизни, источник саморазвития личности, импульс ее практической деятельности. Определяющую роль при этом играют материальные нужды человека и их удовлетворение. Само производство возникает и существует для удовлет - 17 ворения потребностей, без потребностей нет производства. "Потреб-ность является определенной...", - пишет Гегель. Чем же она определена? Определенность различных потребностей "запрограммирована" наследственными задатками и самим многообразием окружающей природы.

Превращение задатков в потребности происходит только благодаря взаимодействию с внешними условиями, через противопоставление им и через преодоление этого противопоставления. В результате осуществляется, по выражению Гегеля, "идеализация" природы в органическом индивиде, то есть превращение внешних вещей, сил, отношений в чувственность, в потребности органической индивидуальности, что служит внутренней основой ее активности.

Гегель видит источник внутренней активности органического индивида в его потребностях, реализация и развитие которых обусловливается внешней средой.

Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека

Вопрос о сущности человека обсуждается в наши дни более интенсивно, чем когда-либо. Сущность человека не предшествует его бытию в форме общественных отношений, а эти отношения складываются по мере развития форм деятельности, которое обусловлено практическим отношением людей к природе и друг к другу.

В своих первых работах К.Маркс сосредоточил внимание на разработке диалектико-материалистической концепции сущности человека. Методологическим ориентиром здесь служит идея о двойственной природе труда. Она позволяет различать понятия "природа человека" и "сущность человека". Первое открывает простой факт принадлежности человека к материальному миру, его природную основу, второе - специфику человека по сравнению с другими живыми существами.

Вслед за Л.Фейербахом К.Маркс подчеркивает, что человек есть существо родовое, что его родовая жизнь, как и у животного, состоит в том, что человек живет природой. Но в противоположность Фейербаху К.Маркс уже в "Эконошческо-философских рукописях 1844 г." исследует природу человека с принципиально иных позиций. "Человек является непосредственно природным существом. Но человек - не только природное существо, он есть человеческое природное существо...". Общая природа человека как родового существа - продукт и выражение труда. Благодаря труду образуется связь в истории, механизм социального наследования. Вся история общества - становление человека человеческим трудом. А труд - положительная творческая деятельность. Чтобы понять человека, постичь его сущность, необходимо понять его деятельность и мир, в котором эта деятельность осуществляется, в том числе мир, созданный самим человеком, его "вторую природу". Сущность человека, развернутая в действительности - это деятельность человека. Человек, преобразуя природу, преобразует и самого себя, свои общественные отношения, себя как природное существо. В понимании Марксом "очеловеченной природы" наглядно проявляется то, что социальное не противостоит природному, не существует наряду с последним. Оно есть не что иное, как само это природное, но природное очеловеченное, ставшее предметом и результатом деятельности, вовлеченное в нее. В процессе трудовой деятельности человек совершенствует и свою собственную природу, свои качества, интеллект, орудия деятельности и свои отношения. Отсюда следует, что природа человека не в биологии и не в дуализме биологического и социального ("биосоциальная"), а именно в становлении его как человека в процессе труда, преобразования природы. Человеческая деятельность представ - 61 ляет собою одновременно и ступень в эволюции взаимосвязей природы, и универсальную форму соподчинения всех видов движения материи и общественной практики, а потому составляет человеческую сущность. Сущность человека социальна. Это в действительности совокупность общественных, прежде, всего трудовых, производственных отношений. Этот смысл и вкладывается в понятие труд (т.е. трудовые отношения) как выражение социальной сущности человека.

Труд - исключительно сложное явление, противоречивая сущность которого может быть раскрыта лишь в совокупности, в диалектическом единстве ряда аспектов. Как деятельность труд предстает прежде всего в виде процесса, совершающегося между человеком и природой.

Процесс труда немыслим без взаимного обмена деятельностью между людьми. Труд - не просто предметная деятельность, но и материальные отношения между ними, производственные отношения, Итак, труд - деятельность и вместе с тем отношения.

Человек вступает в сферу исторического бытия, в мир культуры и истории, где природная и социальная действительность приходят в единство и в конечном итоге выступают перед самим человеком в новом измерении - как историческая реальность. Человеческий мир раскрывается как культурно-исторически заданная человеку объективная действительность, которую он не только созерцает, но и творит, практически и духовно, преобразует, воспроизводит; опираясь на опыт предшествующего развития, и в этом бесконечном формообразовании создает самого себя.

К.Маркс, раскрывая двойственную природу труда, показал, что труд является сущностным выражением производства; труд как процесс меяоду человеком и природой и труд как отношение между людьми. Труд является основным способом присвоения человеком своей социальной сущности.

В связи с этим мы считаем необходимым обращение к идеям Карла Маркса об определении исторической необходимости формирования нового человека. Согласно К.Марксу общество - продукт взаимодействия людей, что находит проявление в производственно-экономической, социально-политической, идеологической и других сферах их жизни. Характер этого взаимодействия, устанавливающегося в первую очередь в процессе производства, определяет природу общества, а через последнее - сущность человека. "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности (подчеркнуто мною - Л.Ч.) она есть совокупность т всех общественных отношений".

Своим определением человеческой сущности как совокупности общественных отношений К.Маркс лишил почвы абстрактные рассуждения прежних философов и социологов о человеке, обосновал методологический принцип социального познания, согласно которому человека следует рассматривать конкретно-исторически, с учетом аккумулированных в нем общественных отношений. К.Маркс подчеркнул, что на каждом этапе своего развития человек принадлежит определенному обществу, а внутри общества - определенной общественной группе и слою. Вот почему понимание общества дает нам ключ к пониманию человека и его сущности. "Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни... является проявлением и утверждением общественной жизни".

Социализм и освобождение труда

Только с социализма, - писал В.И.Ленин, - начинается быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни". Социализм - общество освобожденного труда. При социализме труд на деле стал главным проявлением человеческой свободы. Развитой соци-лизм создает все более благоприятные условия для трудовой деятельности.

Во всех антагонистических формациях труд, который по своему генезису и существу есть глубочайшая основа, действительная субстанция свободы, выступал как эксплуатируемый, подневольный, отчужденный труд. Трудовая деятельность вопреки своей сути оказывалась физически, духовно, нравственно - ярмом, оковами, узами. "Отчужденность труда, - отмечал К.Маркс, - ясно сказывается в том, что как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут от чумы".

Вопрос о причинах, условиях и факторах возникновения несвободного (отчужденного) труда глубоко исследован классиками марксизма-ленинизма. Анализ "Экономическо-философских рукописей 1844 года" показывает, что постановка проблемы отчуждения у К;Маркса принципиально отличается от решения этой же проблемы у Гегеля и Фейербаха. Маркс отвергает гегелевское идеалистическое толкование отчуждения, согласно которому природа есть отчужденное бытие "абсолютной идеи". Маркс отказывается от социологической и антропологической универсализации отчуждения, согласно которой отчуждение является следствием всякой человеческой деятельности и поэтому неустранимо. Наемный труд, подчеркивает Маркс, это отчужденный от самого себя труд, его собственная производительная сила - как производительная сила его продукта, его обогащение - как самообогащение, его общественная сила - как сила общества, властвующая над ним". Тайна отчуждения труда - в частнокапиталистической собственности на средства производства. Наполнив понятие отчуждения конкретным историческим, материалистическим (экономическим) содержанием, Маркс переработал это понятие и придал ему определенный смысл. Он связал проблему отчуждения с анализом капиталистического производства, отношений основных классов буржуазного общества. В экономических рукописях 1857-1858 годов Маркс анализирует виды зависимости, процесс эволюции и снятия отчуждения труда:

1. "Отношения личной зависимости (в начале совершенно первобытные) - таковы первые формы общества, при которых производи тельность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах". Имеются в виду рабовладельческий и феодальный строй, когда отчуждение труда связано с отчуждением личности работника.

2. "Личная независимость, основанная на вещной зависимости, такова вторая крупная форма, при которой впервые создается система всеобщего вещественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных способностей".3

Это особенности капиталистического общества. "Рабочий, как только захочет, покидает капиталиста, к которому нанялся, и капиталист, когда ему заблагорассудится, увольняет рабочего, увольняет, как только рабочий перестанет приносить ему выгоду, на какую капиталист рассчитывал. Но рабочий, дшя которого единственным источником заработка служит продажа рабочей силы, не может покинуть всего класса покупателей, т.е. класса капиталистов, не обрекая себя при этом на голодную смерть. Он принадлежит не тому или другому капиталисту, а классу капиталистов в целом; и уж его дело - найти себе хозяина, т.е. подыскать покупателя среди класса капиталистов.

3. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень. Вторая ступень создает условия для третьей", которая начинается с социализма.

Социальная свобода возможна там, где основная масса продукта не изымается в пользу нетрудящихся и не служит средством эксплуатации человека человеком, где в человеческой деятельности проявляются сущностные силы человека, где труд стал свободным творчеством каждого, труд на общество и на себя.

"Б характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная деятельность как раз и составляет характер человека", писал К.Маркс в 1844 году.

Труд становится трудом на себя, из принудительного он превращается в добровольный сознательный труд, развивающийся в осознанную необходимость, в потребность свободных людей. Отсутствие эксплуатации человека человеком при социализме означает исчезновение основного человеческого отчуждения, "отчужденного труда". Решения вопроса о преодолении отчуждения труда необходимо связывать с последовательным устранением причин, мешающих превращению труда в свободную самодеятельность, с высвобождением и развитием творческой активности трудящихся. Это означает, что на базе совершенствующейся техники и технологии каждый сможет успешно Функционировать: как в области физического, так и в области умственного труда, точнее - в труде, представляющем собой гармоническое сочетание элементов первого и второго; как в области исполнительского, так и в сфере управленческо-организаторского труда; при выполнении механических, так и во все более возрастающей степени - творческих операций; как в сфере материального, так и в сфере духовного производства.

Пути превращения труда в свободную творче скую деятельность

Труд является всеобщей основой и генетической "клеточкой" развития человеческих творческих сил, что в своей сущности труд т это положительная творческая деятельность, представляющая безграничное развитие материальных и духовных сил человека в процессе преобразования природы и общества. Анализ сущности труда привел к выводу, что специфика творчества не тождественна его экономической функции - производству вещного богатства, оно становится способом саморазвития человека, ибо "развитие производительных сил человечества есть "развитие богатства человеческой при р

роды как самоцель".

Сущность творчества может быть определена через труд. Содержание творчества выступает как конкретное выражение сущностных сил человека, обусловленное социально-историческими обстоятельствами - данным уровнем производительных сил и общественными отношениями.

Б классово-антагонистических формациях социально-исторический прогресс осуществлялся в различных формах отчужденного труда (рабство, крепостничество, наемный труд), вследствие чего всеобщая (родовая) творческая деятельность расщепилась на объективные (всеобщие) и субъективные (индивидуальные) стороны творчества, на материальную и духовную, творческую и исполнительскую. Творчество как родовая сущность труда в этих формациях не находило адекватной формы утверждения. Лишь в условиях коммунистического строительства постепенно преодолевается вековое противоречие между общеродовой сущностью труда и ее индивидуальным проявлением. Труд каждого работника становится непосредственно творческой деятельностью. Социальное творчество в современных условиях - это революционный исторический процесс преобразования мира и практического овладения стихийными силами общества и природы.

Ныне достигнута такая задача зрелости нового общества, когда завершается перестройка всей совокупности общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах. Достижения развитого социалистического общества и обусловленная им научно-техническая революция открыли новый этап в развертывании творческих сил и возможностей личности в труде и во всех сферах общественной жизни.

Опираясь на определение, данное К.Марксом, что человеческая действительность столь же многообразна, как многообразны.определения человеческой сущности, мы утверждаем, что творческая, "родовая" природа труда находит свое дифференцированное выражение в многообразных видах деятельности и отношениях людей.

Возрастание фактора творчества в социальной, политической, духовной и трудовой сферах есть важнейшая закономерность общества развитого социализма. Эта закономерность выступает как процесс постепенного превращения человеческой деятельности в самодеятельность, т.е. в свободную самореализацию сущностных сил человека, как реальный, практический процесс созидания нового общественного строя.

Для познания внутреннего источника самодвижения и саморазвития творческих сил человеческого труда следует иметь в виду диалектику опредмечивания и распредмечивания этих сил в историческом процессе. В этом процессе непрерывного взаимодействия объективных и субъективных сторон, творчество выражает общее в человеческой созидательной деятельности в единстве и целостности общественно-исторического движения. Именно в историческом процессе материального и духовного преобразования и познания мира осуществляется целостное развитие человека как общественное явление. Поэтому творчество не есть некое изначальное свойство труда, которое лишь проявляется в ходе истории, оно возникает и формируется как новое качество, характеризующее саморазвитие материальных и духовных сил человека как самоцели.

Социализм порождает творческое отношение к труду. Это находит яркое выражение в массовом социалистическом соревновании, в движении за коммунистическое отношение к труду. Но этого мало: чтобы труд стимулировал сам себя, он должен приобрести объективные свойства, которые сами по себе рождают глубокий интерес, наслаждение трудом, пробуждают творческие способности человека, позволяют их реализовать. А для этого труд должен не только освободиться от социального принуждения, но и, радикально изменяясь по своему характеру в ходе научно-технической революции, обрести технологическую свободу. Принципиально новые достижения науки в корне преобразуют технику и технологию производства. Атомные электростанции, технология бездоменного производства стали, плаз - 144 менная плавка, производство качественно новых материалов, биотехнология и многое другое превращают технологический процесс в рационализированный и технизированный процесс природы. Человек выступает в роли субъекта, управляющего этим процессом на научной основе. Его труд обретает характер творчества. Только свободный труд может быть творческим.

Актуальность темы работы связана с тем, что в последние годы в нашей стране наблюдается уменьшение желания трудится,особенно в общественном производстве. Соответственно,большое значение приобретает необходимость потребности в труде, как первой жизненной потребности.

Цель работы:

Выяснить место потребности в труде в жизни человека.

Определить структуру, содержание, особенности потребности в труде.

Задача: Выяснить, почему труд является первой потребностью человека.

Объект: Человек, имеющий потребность в труде

Предмет: Труд, как первая жизненная потребность

Введение 3

Цель работы 4

Основные понятия о труде 5

Труд как важнейшая жизненная потребность 7

Мотивация трудовой деятельности,классификация методов и основные форм мотивации работников 9

Различные уровни и формы проявления потребности в труде 11

Заключение 13

Литература 14

Работа содержит 1 файл

Введение:

Актуальность темы работы связана с тем, что в последние годы в нашей стране наблюдается уменьшение желания трудится,особенно в общественном производстве. Соответственно,большое значение приобретает необходимость потребности в труде, как первой жизненной потребности.

Цель работы:

Выяснить место потребности в труде в жизни человека.

Определить структуру, содержание, особенности потребности в труде.

Задача: Выяснить, почему труд является первой потребностью человека.

Объект: Человек, имеющий потребность в труде

Предмет: Труд, как первая жизненная потребность

Разработанность:

Данная тема широко рассмотрена у Глазкова в книге «Человек и его потребности»,так же в статье Милонова И.В. «Светлое будущее человечества»,еще сюда можно отнести одного автора-это Шмидт П.П «Человек и труд»

1.Основные понятия о труде

Труд играет огромную роль в развитии человеческого общества и человека. По утверждению Ф. Энгельса, труд создал самого человека. Исключительное и многостороннее значение труда непреходяще: оно обращено не только в далекое прошлое человечества, его истинная природа и роль с особой силой раскрываются при социализме с освобождением труда от эксплуатации и ещё в большей степени проявятся при коммунизме, когда труд станет первой жизненной потребностью каждого человека.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для его жизни. Природа дает для этого исходный материал, который в процессе труда превращается в пригодное для удовлетворения потребностей людей благо. Для такого преобразования веществ природы человек создает и употребляет орудия труда, определяет способ их действия.

В конкретной трудовой деятельности выражается отношение людей к природе, степень господства их над силами природы. Необходимо различать труд как созидатель материальных благ и общественную форму труда.В процессе производства люди по необходимости вступают в определенные отношения не только с природой, но и друг с другом. Отношения между людьми, которые складываются по поводу их участия в общественном труде, и представляют собой общественную форму труда.

Целесообразная планомерная трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организацией труда в общем виде понимают установление рациональных связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его целей на основе наиболее эффективного использования коллективного труда. Причем те связи и отношения, которые складываются между участниками производства под воздействием техники и технологии, выражают собой техническую сторону организации труда. Труд организуется и разделяется различно, в зависимости от того, какими орудиями он располагает.

Те связи и отношения участников производства, которые обусловлены совместным участием и общественном труде, выражают социальную сторону организации труда. Отношения между людьми в процессе труда или общественное устройство труда определяются господствующими производственными отношениями.

Общественная форма организации труда не существует вне отношении человека к природе, вне определенных технических условий труда. Вместе с тем и техническая организация труда испытывает на себе решающее влияние общественных условий.

Техническая организация труда и общественная его форма в реальной действительности тесно связаны и взаимообусловлены и представляют отдельные стороны единого целого. Лишь в теоретическом анализе их можно выделить и рассматривать порознь, учитывая некоторую специфику их самостоятельного развития.

2.Труд как важнейшая жизненная потребность

Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый или управляемый человеком, либо по принуждению (административному, экономическому),либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Ориентация на труд как важнейшую жизненную ценность формируется в нашей стране всей системой воспитания, обучения, образом жизни, традициями. Однако трудовое поведение работника, его мотивы обусловлены не только системой ценностей общества, коллектива, но и социальными нормами, сложившимися в данной группе, условиями жизни. При этом культивируемые обществом ценности зачастую менее значимы для работника, т.к. на уровне трудового коллективам осуществляется непосредственное, наглядное воздействие на ценностные ориентации индивида.

Превращение труда в первую жизненную потребность для основной

массы людей невозможно без высочайшей производительности труда на базе комплексной механизации, автоматизации, компьютеризации, роботизации производства. Когда тяжелый, монотонный, непривлекательный труд будет переложен на механику, автоматику, электронику, откроются широкие возможности для творческой деятельности, которая будет полноценной реализацией всесторонне развитых способностей человека. В коммунистическом обществе каждый человек будет заниматься тем трудом, который его больше всего увлекает, позволяет шире проявить свои способности и таланты. Человек, таким образом, в полной мере сможет применять свои знания. А эти знания будут обширными во многих областях труда.

Самоосуществление человека в труде отнюдь не означает, что труд станет всего лишь забавой и развлечением. Свободный, высокоорганизованный труд, по словам К. Маркса, представляет собой довольно серьезное дело, интенсивнейшее напряжение. Высочайший уровень производительности труда резко увеличит внерабочее время. Однако было бы грубой ошибкой представлять жизнь в коммунистическом обществе как беззаботное наслаждение. Праздность противоречит не только закономерностям общественного развития, но и природе человека.

3. Мотивация трудовой деятельности, классификация методов и основные форм мотивации работников

Мотивация труда – это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

На предприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работники воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста.

Главные рычаги мотивации – стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).

Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.

Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:занятость всех работников трудом;предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста;согласованность уровня оплаты с результатами труда;поддержание в коллективе благоприятного психологического климата идр.

Методы мотивации можно классифицировать на:

1) экономические (прямые) – повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.

2) экономические (непрямые) – предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии.

3) не денежные – повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.

Основными формами мотивации работников предприятия являются:

1.Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результате деятельности предприятия.

2.Система внутрифирменных льгот работника: эффективное премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своим работникам по себестоимости или со скидкой; увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе; более ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время и т.д.

3.Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника.

4.Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.

5.Моральное поощрение работников.

6.Повышение квалификации и продвижение работников по службе.

4. Различные уровни и формы проявления потребности в труде

До сих пор мы говорили о проявлении потребности в труде на уровне индивида - основного субъекта трудовых отношений. И упоминали о единственной форме проявления этой потребности - отношения к труду. Между тем субъектом трудовых отношений могут быть и фирма (предприятие и его коллектив), а также общество (государство), которое этот труд организует с помощью правовых актов.

Разумеется, и фирма, и государство выступают субъектами труда только благодаря включенности в их деятельность индивидов. Собственно, совокупный труд на уровне фирмы или государства и позволяет отнести упомянутых юридических лиц к субъектам труда. Разные по эффективности результаты хозяйственной деятельности разных предприятий и государств позволяют нам сделать это. Следовательно, можно говорить о разных уровнях проявления потребности в труде: на уровне личности, на уровне предприятия, на уровне общества.

Как известно, одним из главных положительных качеств личности взрослого либо ребёнка является трудолюбие. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный и гражданский долг. Вот почему трудовой элемент в воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

А.С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме:

"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКООУ Павловский санаторный детский дом

Воспитательское занятие

По программе социального воспитания и образования детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома

«Уроки жизни».

Модуль «Труд».

Средний школьный возраст

Выполнила воспитатель 5 группы:

Терешина О.Л.

2011 год

Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию .

Задачи.

1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда.

2.Показать необходимость труда в жизни человека.

3.Убедить воспитанников в том, что их главная цель- учёба.

Оборудование:

плакаты: Труд - всему голова», «Землю солнце красит, а человека - труд», «Труд создал самого человека». "Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды". (Вольтер.)

План занятия.

1.Организационная часть.

  1. Игра «Прокати мяч».

Цель : сплотить коллектив, сформировать чувство товарищества.

Дети встают в круг, как можно теснее, вытянув руки вперёд. Нужно прокатить мяч по кругу, по вытянутым рукам и не уронить – помогать руками нельзя.

2.Основная часть.

1)Вводное слово воспитателя.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала заполним кроссворд.

1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –

Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,

Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.

Салаты, винегреты, Так кто же мы?

Все завтраки, обеды? (Повар ) (Пожарные )

3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано,

Растет этаж за этажом, Ведь наша забота –

И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на работу.

Все выше, выше новый дом. (Шофер )

(Строитель )

5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –

Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.

Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –

(Швея ) Мы пойдем сегодня в гости!

(Сапожник )

7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,

Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.

Пасем коров мы целый день, (Учитель )

Лишь станет жарко – гоним в тень.

(Пастух )

9. Кто знает дороги отлично воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно?

(Летчик )

Какое слово получилось в выделенных клетках?

А чтобы получить профессию строителя, повара, моляра, что нужно для этого делать? (ответ детей – учиться).

А чтобы стать хорошим поваром, строителем, маляром нужно много трудиться.

Воспитатель – Сегодня у нас занятие на тему « «Труд как потребность человека».

Итак, ребята, сегодня мы будем говорить с вами о труде взрослых и о вашем труде.

Что должны делать взрослые, чтобы наша страна была ещё богаче и красивее?

А что должны делать вы? Что является главной работой ученика?

Представьте себе, что произошло бы, если люди перестали трудиться, не вышли на работу электрики? (не будет света)

Не вышел на работу хлебороб? (не будет хлеба)

Не вышли на работу учителя? (дети не получать знания)

Если бы вы не пришли в школу? (учителям некого было учить).

Правильно ребята! Жизнь- это труд. А как же понять слова? «Где труд, там и счастье», «Труд - в радость».

Вывод: да, труд даёт нам радость, счастье, удовольствие. Некоторые из вас тоже испытали это чувство, радовались результату труда. Девочки, вспомните, что вы испытали, когда убирались в комнате, испекли первый в своей жизни пирог?

А вы, мальчики, когда вы сделали своими руками нужную вещь, помогли что-то строить, чинить, смастерить?

Вы испытали радость, гордость за своё умение, за себя.

Люди не могут прожить жизнь, без труда не было бы и жизни на земле. Труд был и будет основой жизни на земле. Труд помогает переносить все тяготы, невзгоды, и жару, и холод. Своим трудом человек делает свою жизнь лучше, землю – краше, Родину – богаче.

И чем лучше человек трудится, тем сильнее, краше и богаче становится сам. В нашей стране все, весь российский народ трудится: и взрослые и дети. Каждый человек имеет право на труд. Это записано и в Конституции - в основном законе государства. У нас в почёте всякий труд. В нашей стране почётными являются и труд милиционера, и рабочего, и труд строителя, и труд столяра. Каждый человек выбирает для себя любимую работу, которая ему по душе.

А теперь послушаем стихи о труде.

1вос. Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле,

Иль ввести машину ввысь,

Хорошо работай в школе

Добросовестно учись.

2вос. Кто любит труд,

Тот всегда найдёт

Дело нужное и полезное.

Всегда найдётся дело

Для умных рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

3вос. Телёнка надо напоить

Котёнка надо накормить

И посуду перемыть.

Не трудно, ребята

Вам песенку спеть.

Не трудно, но всё таки надо уменье

За что ни возьмись-

Нужно мастером стать

И дело любое умей выполнять.

4вос. Всё делать должны сами,

Умелыми руками.

Ничто и никогда

Не даётся без труда.

Воспитатель. Много делают наши жители для благоустройства нашего города и нашего района. Трудятся ваши папы и мамы, братья и сёстры. Всё, что есть в нашем районе, построено трудом тысячи людей. Красота нашего города – труд наших людей.

Послушаем стихотворение А. Абраскина «Да здравствует труд».

Труд- в нашей жизни –основа основ,

Труд-это слово высокой волны.

Да здравствуйте труд дочерей и сынов

Славной Российской страны!

Мы в честном труде закаляем сердца,

В труде мы характер куём.

Мы дело доводим всегда до конца,

Мечтая о счастье большом.

Растут города и заводы вокруг,

Цветут загораясь огни-

Всё это дела наших крепнувших рук

На стройки товарищ взгляни.

воспитатель

Люди, которые работают с душой, творчески - наша гордость.

Ребята, посмотрите вокруг - на наших глазах труженики изменяют лицо земли. Там, где высились безлюдные горы, нынче бьёт фонтан нефти, добывается газ, уголь вырастают новые заводы и фабрики. В каждый населённый пункт проложена асфальтированная дорога, В каждый дом - газовое отопление.

Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?

Скажите пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.

Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.

И пусть девизом вашей жизни станут слова:

«Землю солнце красит, а человека-труд».

Вывод: и так, ребята, сегодня вы узнали много о труде взрослых и детей. А сейчас давайте сделаем вывод и поставим цель: Закончить эту учебную четверть без троек. Принимать активное участие в общественно - полезном труде по благоустройству территории детского дома.




просмотров