Степь как образ родины в повести гоголя. Степь как образ Родины в повести Гоголя “Тарас Бульба”. Подвиг Тараса Бульбы

Степь как образ родины в повести гоголя. Степь как образ Родины в повести Гоголя “Тарас Бульба”. Подвиг Тараса Бульбы


Черт вас возьми, степи, как вы хороши! В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. В описании степи сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. В описании степи сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами.














«…изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы…» «…изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы…»


«Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленою… По небу, из голуба- темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота…» «Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленою… По небу, из голуба- темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота…»




Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Образ Родины и героизм ее защитников в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:
Обучающие: ознакомить школьников с исторической основой повести, помочь понять основную идею произведения.
Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, чтения прозаических отрывков наизусть и выразительного чтения эпизодов, умение работать в группах.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, уважения к ее истории, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств личности.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, презентация, мультимедийные средства.

Ход урока.

1. Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучение одного из сложных по своей проблематике произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Человеческий и творческий лик Гоголя не однозначен по своей сути, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о феномене Гоголя, загадке его искусства, тайне его личности, о направлении и смысле его духовного и художественного развития. Творчество писателя было полно жаждой познания России, истоков характера русского человека. Загадку личности Гоголя может постигнуть только тот, кто, оставшись наедине с писателем не просто прочитает, а переживет его произведения. Итак, давайте все вместе попытаемся осмыслить основную идею повести «Тарас Бульба» и ответим на вопрос:
- Как в повести отразилась любовь Н.В. Гоголя к своей Родине? Почему Н.В. Гоголь, родившийся в Малороссии, считал своей Родиной Россия, а себя русским писателем?
2. Презентация на тему «Образ Родины и героизм ее защитников в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
3. Выразительное чтение наизусть учащимся фрагмента из повести «Описание степи днем».
Ответ на вопросы:
- Почему Белинский сказал о Гоголе: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…?»
- Какие слова и выражения из описания степи особенно живописны?
4. Образ Запорожской Сечи. (групповая работа)
- Каковы обычаи и законы Сечи?
- Каков характер запорожцев?
- Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?
С одной стороны, это была республика, как замечает Н.В. Гоголь, странная республика согласно потребностям того века. В общественном устройстве Сечи нет сословной и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Это была военная организация вольного народа, противопоставленная миру вражды и рабства. Здесь народ избирает правителей, защищающих их интересы. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение Отечеству.
С другой стороны, Н.В. Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Казацкая жизнь – принципиально бессемейная. История в гоголевской повести творится мужчинами, причем достаточно жестокими в отношении друг к другу.
5. Прославление боевого товарищества. Аналитическая беседа.
- Что служит объединяющим началом для казаков? (Всех их объединяет товарищество и православная вера).
- Прочитайте выразительно речь о товариществе (глава IX). Читает подготовленный ученик.
- Что заставило героя произнести эту речь?
- Какие убеждения, высказанные Тарасом можно считать высоконравственными?
- Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?
Проанализируйте лексику, синтаксис и интонацию речи.
Во-первых, он хотел избавить товарищей от уныния, а во-вторых, хотел, чтобы они достойно встретили мученическую смерть. Недаром именно в смерти, по словам Тараса, сказывается величие русской души: .
Приведите примеры анафоры, риторического обращения, параллелизма, антитезы, сравнения.
6. Героическая смерть казаков (глава IX). Речь героев (групповая работа). Аналитическая беседа.
- Каково влияние речи Тараса на запорожцев?
- Проанализируйте предсмертные реплики казаков. Что общего в этих репликах?
- Почему Н.В. Гоголь делает высказывания похожими?
- Какие вопросы Тарас троекратно задает запорожцам?
- Какой смысл имеют эти слова?
- Какие элементы фольклора созвучны боевым репликам Тараса?
Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление: в них заговорило лучшее, «что бывает в сердце у человека». Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу запорожцы подтвердили слова Тараса. Их предсмертные слова похожи потому, что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки сходны с героями русского эпоса.
7. Предательство Андрия (глава VI, IX). Групповая работа.
- Почему Андрий изменил своей отчизне?
- Проанализируйте монолог Андрия со слов «На что мне отец, товарищи, отчизна?» до конца главы VI.
- Какими речевыми средствами передано душевное состояние влюбленного героя?
- Какие слова, синтаксические конструкции и интонации говорят о его решительности?
Сопоставьте монолог Андрия с авторским отступлением в последнем абзаце главы VI.
- Почему автор называет Андрия рыцарем?
Причины предательства Андрия кроются в его характере. Душа Андрия открыта всему миру: он способен видеть прекрасное, сострадает человеку, даже если он враг. Он не может жить только войною, он выбирает ценности мирской жизни красоту и любовь. Рыцарство для Тараса – воинская отвага, верность казацкому долгу и отвращение к нежбе. Рыцарство для Андрия – это преклонение перед возлюбленной, желание служить ей. Переход Андрия на сторону противника с точки зрения запорожцев – измена, предательство, потому что они ценили коллективистские ценности. Но с точки зрения вечных ценностей Андрий делает совй выбор ради любви, во имя служения женщине. Это его индивидуальный выбор. Переживания любви связано с религиозными переживаниями Андрия:. Автор осуждает предательство Андрия: . С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти, потому что предательство достойно самого резкого осуждения. Тарас сожалеет о сыне, но не сожалеет о его смерти.
8. Смерь Остапа (глава 11). Две жизни – две судьбы. Групповая работа.
- Почему автор описывает подробно жизнь Остапа?
- Что дало Остапу силы выстоять?
- Почему Остап в свой смертный час обращается к отцу?
- Какого человека хотел он видеть перед смертью?
- Как относится Тарас к смерти сына?
В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическая самоотверженность, твердость духа. Он не издает «ни крика, ни стону», несмотря на жестокие пытки. Хотя перед смертью .
Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит, потому что он умирает смертью героя. В этом и заключается главное отличие гибели двух братьев: один гибнет как герой, а другого казнят как преступника.
9. Смерть Тараса Бульбы (глава XII). Групповая работа.
Аналитическая беседа (продолжение).
- Прочитайте выразительно фрагмент взятия в плен и смерти Тараса (глава XII).
- Как Н.В. Гоголь описывает его духовную мощь и преданность Родине?
- Найдите детали психологического портрета Тараса. Почему они важны для понимания его характера?
Даже перед лицом смерти Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все мысли его – о товарищах, Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе. Умирает Тарас духовно не побежденный. В образе Тараса господствует одна психологическая черта6 преданность общему делу, этому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. Однако судьба Тараса не только героична, но и трагична. Он лишается сыновей и однополчан, поэтому не случаен в финальной сцене образ дерева без вершины: счастья победы Бульба так и не испытал, личного счастья тоже.
10. Подведение итогов урока.
Итоговый вопрос:
- В чем патриотический пафос повести «Тарас Бульба»?
В повести мы видим героическое и поэтическое прошлое Украины. Основное содержание повести – борьба запорожцев за свою независимость. Образ Родины в повести связывается с героическим эпосом, а казаки предстают как свободный и гордый народ – настоящие богатыри. Отношение друг к другу основано на боевом братстве, им свойственны истинные ценности: сила, смелость, красота, любовь, патриотизм, стремление к подвигу. В этом заключается актуальность произведения в наши дни.
11. Рефлексия.
- Чему научила нас повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?
Литература.
1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей образовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: Вако, 2015
3. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т.2. М.: «Русская книга», 1994
4. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. – М.: Вако, 2007
5. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС, 2000

Урок литературы 6 класс

Тема. Степь как образ родины в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель деятельности учителя :

Создать условия для развития нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.

Организовать деятельность, направленную на формирование навыка работы с текстом, анализа эпического произведения, выразительного чтения;

Планируемые результаты:

Предметные:

Осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении»,

Распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,

Выразительно воспроизводят текст.

Метапредметные:

Оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;(регулятивные УУД)

Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)

Умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)

Личностные:

Соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,

Осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ;

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Форма урока: Урок-поиск

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент из кинофильма «Тарас Бульба» режиссера В. Бортко, рабочие листы с заданиями для групповой работы.

ХОД УРОКА.

I . Организационный этап. Мотивация учебной деятельности

Видеофрагмент из кинофильма «Тарас Бульба», режиссера Владимира Бортко(2008г.) Прощание с родным хутором, дорога в Запорожскую Сечь.

Беседа:

Определите место эпизода в сюжете?

Куда отправляются герои?

О чем думает каждый из них? (домашнее задание – сжатый пересказ).

Как раскрывает состояние героев музыкальное сопровождение эпизода?

(музыка напряженная, тревожная, неизвестно, что готовит судьба героям)

Однако очень скоро настроение казаков меняется.

«Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Что вызвало перемену в настроении героев? Выберите из предложенных вариантов и обоснуйте свой выбор: случайная встреча – обращение Тараса Бульбы к сыновьям – дорожные впечатления – окружающая обстановка - происшествие.

Все впечатления связаны со степью, по которой ехали казаки.

II . Целеполагание

Выразительное чтение наизусть описания степи днем, вечером, ночью (сопровождается презентацией)

Составление ассоциативной грозди

СТЕПЬ – простор, широта, безграничность, свежесть, красота, очарование, свобода…

Можно ли предположить, что описание степи несет более значительную нагрузку, чем просто пейзаж? Объясните, в чем отличие значение литературоведческих терминов (работа с терминами «пейзаж», «художественный образ»).

Пейзаж (фр. pays – страна, местность) – описание (изображение) природы в художественном произведении

Художественный образ – картина человеческой жизни, творчески воссозданная автором

Ассоциативный ряд, возникающий при чтении описания степи, многограннный, в нашем представлении возникает картина.

Формулирование темы учениками по ключевым словам: Степь как художественный образ (какой?) формулировка не завершена

Выявление затруднения : этот образ имеет скрытый смысл. Наверное, существует какая-то невидимая связь между казаками, их мыслями, характерами и степью.

Формулирование целей урока (совместно с учениками):

Выяснить, почему степь изменила настроение казаков?

Определить, какую смысловую нагрузку имеет образ степи;

Найти ключевое слово темы урока.

III . Работа по теме:

- Степь влияет на героев: они ее видят. Но незабываемое впечатление описание степи производит и на нас, читателей. Почему?

Работа с эпиграфом:

Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми

красками действительности. Видишь и слышишь их»

(В.Г. Белинский)

Как ответил на наш вопрос великий критик?

Гоголь – величайший мастер слова - изобразил степь так, что мы ее видим, слышим, чувствуем так же, как его герои.

Организация исследовательской деятельности:

Задача: исследовать художественно-изобразительные средства языка Гоголя, зрительные, звуковые и цветообразы, использованные при описании степи; выяснить, какую смысловую нагрузку несет образ степи в повести, составить кластер.

Задания для групп (конкретизация заданий совместно с учениками):

Найти в тексте и выписать средства создания художественного образа степи;

(2 группы работают с тропами и зрительными образами, 2 другие – с цветовыми и звуковыми образами; при представлении результатов принимаются дополнения, создаются условия для взаимопроверки и самооценивания)

Определить значение и цель использования;

Выписать слова, в которых передается отношение автора к степи;

Составить синквейн на основе слова «степь».

Исследовательская работа в группах:

Зрительные образы : пирамидальная верхушка дрока, зонтикообразная кашка, ястребы в небе, чайка, поднимающаяся из травы, вереница лебедей, летевших на север, обитатели степи: куропатки, дикие гуси, пестрые суслики.

Слуховые образы : свист сусликов, трещанье кузнечиков, крик лебедя и диких гусей. Звуки степи звучат как музыка днем, вечером и ночью. Мы их не только представляем, но и слышим (аллитерация свистящих и шипящих звуков): «тысяч ью птич ьих свистов» (ч-с), «ш ныряли куропатки, вытянув ш еи» (ш-ш), «с улики с тановились на з адние лапки и оглаш али с тепь с вистом» (с-ш-с).

Цветообразы : зелено-золотой океан, голубо-синие, лиловые волошки, желтый дрок, белая кашка, синие волны воздуха, изголуба-темное небо, серебряно-розовый свет зарева - цветовая гамма сложная, так как передается «пестрое пространство» степи.

Художественно-изобразительные средства языка:

- эпитеты: девственная пустыня, обольстительный ветерок, неизмеримые волны;

- сравнения: растения как лес; обольстительный, как морские волны, ветерок; крик лебедя, как серебро;

- метафоры : степь – пустыня, океан; красные платки лебедей по темному небу; волны диких растений; звезды - блестящие искры светящихся червей; красные платки лебедей;

- олицетворение : звезды глядели, ветерок дотрагивался до щек;

Представление результатов исследовательской работы с текстом каждой группы (составление кластера).

Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.

Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят глаза. Основной фон степной поверхности – «зелёно-золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Мир степи живёт своими законами. Эта жизнь проявляется во всём: в крике лебедя, в полёте чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звёзд. Автор стремится передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.

Нигде не попадались им деревья, всё та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».

Такое восприятие степи свойственно всем, кто попадает в степь?

IV . Обобщение.

Активизация поиска ключевого слова:

Театрализация (воображаемый монолог француза Дефоржа о своих дорожных впечатлениях – опережающее групповое задание)

«Я ехал сюда три недели. Дикая степь, пыль, жара. Никакого жилья. Ни одного человека не встретишь. Страшно. Опасно, Трава высокая. Что в ней скрывается? Может быть, волки? Ужас! Нет, во Францию, во Францию, во Францию…» (монолог звучит на французском языке).

Почему красоту степи не почувствовал Дефорж? Почему его сердце «не встрепенулось, как птица?»

Дефорж – француз, он не может понять красоты и величия степи, испытывает лишь страх перед дикими просторами и неудобства дорожного путешествия. Восхищение и восторг может испытать только русский человек. (Во французском языке не было слова «степь», оно заимствовано из русского).

Для казаков степь – родная земля, родина , потому это удивительное место на земле вызывает восторг автора и героев. Степь, как мать , принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь – обобщенный образ родины. Ради неё казаки совершают свои подвиги.

V . Рефлексия (определение смысловой доминанты образа степи):

Представление синквейнов с ключевым словом «степь»

Степь Степь

Безбрежная, необъятная Прекрасная, удивительная

Восхищает, удивляет, завораживает Успокаивает, утешает, ласкает

Степь рождает героев Степь – родина для казаков

Родина Мать

Уточнение формулировки темы: Степь как художественный образ родины-матери

Вывод: Степь – мать для героев повести Н.В.Гоголя . Только лишь мужественные, сильные люди, наделённые широтой души и щедростью сердца, могут быть достойными матери-степи.

Домашнее задание.

Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2 главе (по выбору: степь днем, вечером, ночью).

Рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Технологическая карта урока

Предмет Литература_________

Класс 6___________________

Тема Степь как образ родины в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Место урока в системе уроков по данной теме: 2 урок в изучении темы

Цели для ученика:

Распознавать художественные средства в тексте, группировать по значению; извлекать имплицитную информацию;

- выдвигать гипотезы и планировать деятельность;

- высказывать и обосновывать свое мнение;

- осознать понятие «родина» как художественно-эстетический образ.

Цели для учителя:

Создать условия для развития нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести;

Организовать деятельность, направленную на формирование навыка работы с текстом, анализа эпического произведения, выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

Осознают понятия «художественный образ», «пейзаж»;

Находят художественно-изобразительные средства, зрительные и слуховые образы в художественном тексте, объясняют их роль в тексте;

Выразительно воспроизводят текст;

Используют практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с коммуникативной задачей;

Метапредметные:

Оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; (регулятивные УУД);

Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД);

Умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД).

Личностные:

Соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя;

Осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ.

Предварительная подготовка: прочитать 2 главу повести, подготовить сжатый пересказ «Остап и Андрий в бурсе», подготовить выразительное чтение наизусть описания степи днем, вечером и ночью (инд. задания – 3 ученика), представить воображаемый монолог Дефоржа о путешествии в Россию (творческая группа – 3 ученика).

Тип урока - урок усвоения новых знаний

Оборудование: видеопроектор, экран, слайд-шоу,рабочие листы для работы групп, учебник «Литература» под ред. Г.С. Меркина

Опорные понятия, термины: пейзаж, эпитет, сравнение,

олицетворение, метафора, аллитерация, инверсия

Новые понятия: художественный образ, родина как художественно-эстетический образ

Формы контроля: самоконтроль

Домашнее задание: выучить наизусть (или пересказать близко к тексту) описание степи днем, вечером или ночью (на выбор), рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационно-

мотивационный

Создает условия для включения обучающихся в учебную деятельность;

Предлагает просмотреть фрагмента кинофильма, проводит беседу по содержанию эпизода;

Узнают героев, определяют место эпизода в произведении, соотносят зрительные образы с текстом; Пересказывают сжато содержание текста

Регулятивные: готовность к самообразованию;

Познавательные:

Создание эмоционального фона для восприятия темы;

Коммуникативные:

Умение строить речевое высказывание;

Целеполагание

Создает условия для эстетического восприятия текста произведения, предлагает прослушать выразительное чтение наизусть описания степи.

Создает ситуацию выбора ключевых слов, предлагает выстроить ассоциативный ряд, сопоставить понятия «пейзаж» и «художественный образ»; обозначает проблему, помогает выявить затруднения, подводит к определению цели урока. Совместно с учениками формулирует тему.

Воспринимают на слух художественный текст, вычленяют фрагменты прослушанного текста в тексте 2 главы;

Выбирают и обосновывают вариант ответа из предложенного ряда понятий, составляют ассоциативную гроздь к слову «степь», сопоставляют понятия «пейзаж» и «художественный образ»

Выявляют затруднения в определении смысловой доминанты слова «степь», формулируют тему на основе ключевого понятия «художественный образ», совместно с учителем определяют цель своей деятельности

Познавательные:

Формирование познавательных целей;

Построение логической цепи рассуждения;

Анализ понятий с целью выявления признаков;

Коммуникативные:

Представление конкретного содержания в устном виде;

Регулятивные:

Выявление проблемы;

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

Работа по теме

Организует исследовательскую работу в группах, совместно с учениками определяет продукт исследования и форму его представления

Работают в группах, выбирают лидера, распределяют обязанности, оформляют результаты на демонстрационном листе, представляют результаты

Находят в тексте выписывают и группируют художественно-изобразительные средства, определяют их роль, авторскую позицию, составляют синквейн на основе слова «степь»

Познавательные:

Использование изучающего и просмотрового способов чтения для решения коммуникативной задачи;

Извлечение и обработка необходимой информации из текста;

Анализ с целью выявления признаков, систематизация;

Коммуникативные:

Учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, взаимодействие в группе;

Участие в коллективном обсуждении проблемы;

Построение контекстного монологического высказывания;

Обобщение (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания.

Вступительное слово учителя. Братья росли, и в двенадцатилетнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся их связи с миром, богаче и разностороннее представления о нём.

На доске: Бурса - духовное училище.

- Ребята, как вы представляете себе условия жизни в бурсе?

(Ответы учащихся)

- А вот как описывает писатель Николай Помяловский бурсу в книге «Очерки бурсы»:

Оказывается, бурса - совсем особый мир, мир, во многом страшный.

- Чем отличаются в этот период Остап и Андрий?

Вывод: Остап - надёжный, хороший товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Андрий, как и Остап, мужественен, силён, ловок и полон отваги. Но в отличие от прямодушного Остапа, он человек неустойчивый. Настораживает его отъединение от товарищей. Видно, что его жизненный путь - не обычный путь казака.

  1. Основное содержание урока
  1. Восстановим хронологическую последовательность происходящих с юношами событий: детство, учение в бурсе, возвращение в отчий дом, дорога в Сечь. Сбывается самая большая мечта их жизни.

Ребята, давайте поговорим о дороге в Сечь. Вот как пишет об этом Гоголь:

«А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зелёные объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи чёрные шапки одни мелькали между её колосьями».

  1. Выразительное чтение описания степи днём, вечером и ночью.

Выразите своими словами богатство чувств Гоголя, выявите гамму оттенков, передающих его отношение к степи.

Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг - вот какие сильные чувства переполняют душу автора.

Чтение описания степи днём подготовленным учеником.

В чём же видит Гоголь чарующую душу красоту степи, чем он восхищается и как передаёт своё восхищение?

Степь днём. Какой вид искусства напоминает этот пейзаж?

Вообразите себя художниками, которые на основании описания Гоголя рисуют большое полотно - степь днём. Что же должна напоминать степь на картине? Какой основной образ проходит через все описания и самой степи, и неба над степью? (Образ моря, океана).

- О чём ещё говорит выражение «неизмеримые волны диких растений»? Помогли ли бы нам эти слова Гоголя при создании картины?

Кроме необъятности, безбрежности, чем ещё поражает гоголевская степь? (Буйством красок).

- Как разместить на картине всё это богатство красок, растений, а также огромное количество птиц?

А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть вообще не изображать?

Итак, соберём всё воедино и создадим словесную картину.

Как преображается степь вечером и ночью? В описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений. В этих описаниях всё сказочно, необыкновенно и таинственно.

Найдите в тексте два особенно понравившихся вам словесных образа и объясните их. («…вся степь курилась благовонием», ветерок «обольстительный, как морские волны», крик лебедя «как серебро, отдавался в воздухе», «красные платки летели по тёмному небу»).

3. В описании украинской степи отчётливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром.

Докажите это текстом. (Все три всадника ехали молча. Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами бедной матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой).

Но просторы степи близки и дороги сердцу Козаков. Степь - их родина-мать, она их утешает, вливает в них жизненную силу, энергию.

Степь и козаки - нечто глубоко созвучное, родное, близкое друг другу.

Каких людей, какие характеры должна была породить степь? (богатырские характеры, героические натуры).

Можно ли считать Тараса с сыновьями и других выведенных в повести запорожцев именно такими героическими натурами, сильными, мужественными, готовыми к подвигу? Этим вопросом открывается новая тема следующего урока, тема подвига, тема служения Отечеству.

4. Итак, образ степи дан Гоголем как образ матери-Родины, породившей могучие богатырские характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек гибнет, превращается в «подлую собаку».

Домашнее задание: 1) Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2-й главе (по выбору - днём, вечером, ночью);

2) Ответить на 6 вопрос в хрестоматии.

Урок литературы в 7 классе

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

«Чёрт возьми, степи, как вы хороши!»

Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Цель:

  1. пробудить у обучающихся чувство любви к Родине, восхищение красотой её природы, понимание того, что природа - это тоже Родина, «дом наш», желание стать достойным Родины, «способным защитить её;
  2. показать, что время пребывания Остапа и Андрия в бурсе - это повзросление, когда формируется личность, определяются её нравственные критерии;
  3. продолжать отрабатывать навык устного словесного рисования, работать над развитием речи обучающихся.

Разделы: Литература

Урок проводится по учебнику для 7-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение", автор-составитель В.Я. Коровина с использованием интерактивной доски или проектора, текста повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", тетради.

Тема урока: "Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родины в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Цели урока:

  • показать формирование характеров Остапа и Андрия в бурсе;
  • показать степь как образ Родины;
  • пробудить чувство любви к Родине, восхищение красотой природы,
  • развивать умение давать монологический ответ на поставленный вопрос;
  • развивать умение анализировать эпизод и объяснять его место в сюжете произведения;
  • развитие устной речи: использовать в речи различные средства выразительности.

Ход урока

Учитель. Братья росли, и в 12-летнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это, очевидно, было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся связи с миром, богаче и разностороннее представления о нем. Время пребывания Остапа и Андрия в бурсе - это время взросления, переход от подростка к юноше, когда активно идет процесс формирования личности, становления характера, начинают определяться нравственные критерии, когда вот-вот встанет вопрос: кем быть? Каким быть? Какие нравственные качества нужно в себе выработать, чтобы стать настоящим человеком?

Центральный вопрос нашего урока: В какой мере бурса способствовала или, наоборот, мешала их правильному формированию и что делали в этом направлении сами Остап и Андрий?

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Какими вы представляете условия жизни в бурсе?"

Вывод: Бурса - особый мир, во многом страшный. Отупляющая и оглупляющая "долбня" сочеталась с культом грубой силы. Плохое "содержание", частые наказания голодом, беспрестанная порка ("припарки") рождали в бурсаках предприимчивость, сообщали их характерам твердость.

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Остап в бурсе".

Прослушав сообщение, учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вывод: Сложные взаимоотношения сложились у Остапа с бурсацкой наукой. Уже в бурсе у Остапа проявляются такие качества, как упорство, целеустремленность. Остап - надежный товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Он не подведет, не выдаст, всегда придет на выручку. Его любят, уважают, охотно слушаются. Он простой, без лукавства и хитрости. Из него выйдет настоящий боевой казак, девизом которого станут "война и пиршество".

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Андрий в бурсе".

Учитель. Особо нужно отметить слова Гоголя о живости и большей развитости чувств у Андрия. Не одна жажда подвига владела им - его волновала жажда любви, что необычно в то бранное время, когда женщина была "каким-то странным существом в этом сборище безжизненных рыцарей". Обратить внимание на то, каким потрясением было для впечатлительного и пылкого юноши представшее перед ним видение: "Он оторопел. Он глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше размазывал".

Учитель. Итак, каков же Андрий в бурсе?

Учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вывод. Учился без напряжения, охотно и легко. Отличался изобретательностью и живостью характера. Умел увертываться от наказания. Жаждал подвига, отличался безумной смелостью, большой физической силой, вспыльчивостью, гордым нравом. Не сносил оскорбления. Больше, чем у Остапа, развито чувство прекрасного. Жажда любви, внутренняя неудовлетворенность, желание чего-то неизведанного отдаляет от товарищей. Был потрясен встречей с полячкой, думает о ней беспрестанно. Именно здесь кроется завязка той драмы, которая закончилась трагической и позорной смертью Андрия.

Вывод. Мужествен, силен, ловок, полон отваги. Но человек неустойчивый, пребывает в каком-то смутном ожидании, в общении с окружающими больше личностного, субъективного. Привлекает пылкость чувств, неотразимое юношеское очарование. Настораживает отъединенность от товарищей. Его жизненный путь - не обычный путь казака.

Учитель. Следующий этап в изучении образов Остапа и Андрия - их жизнь в Запорожской Сечи, когда окончательно складываются их характеры. Сбылась самая большая мечта их жизни. Не такой уж долгой была дорога в Сечь, но они запомнили эту дорогу, наверное, на всю жизнь.

Описание степи читает подготовленный ученик.

Учитель. Найдите в тексте слова, которые передают богатство чувств Гоголя, его отношение к степи.

Вывод: любование и любовь, восхищение и изумление - чувства, которые переполняют душу автора.

Учитель. В чем видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение?

Учитель. Какой вид искусства напоминает пейзаж?

Вообразите себя художником, который на основании описания Гоголя рисует большое полотно - степь днем.

Учитель. Что должна напоминать степь на картине? Какой основной образ проходит через все описания и самой, и неба над степью?

(Образ моря, океана)

Учитель. Подтвердите это текстом.

Учитель. Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?

(Буйством красок, пестротой, яркостью)

Учитель. Проследите по тексту, как меняется степь вечером и ночью самостоятельно.

Учитель. Найдите в тексте два понравившихся образа и объясните их.

Учитель. Каких людей, какие характеры должна была породить степь?

Вывод. Образ степи для Гоголя - это образ Родины. Ради нее казаки и совершают свои подвиги и, если надо, умрут, защищая ее. Привольные, бескрайние степные просторы помогают понять характеры запорожцев. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, смелые, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем. Степь - Родина героев, богатырей-запорожцев.

Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи.

Вывод. Этим вопросом открывается тема подвига в повести Гоголя, тема служения Отчизне.

Образ степи дан Гоголем как образ матери-Родины, породившей могучие богатырские характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек гибнет, превращается в "подлую собаку".

С образом степи и образом казаков неразрывно слит образ Запорожской Сечи, бесконечно близкой и дорогой казакам.

Домашнее задание.

Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2 главе (по выбору: степь днем, вечером, ночью).

Рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Тарас Бульба". Глава 2.
"Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"
Художник А. Герасимов. 1952



просмотров