Поучение мономаха читать краткое содержание. Владимир Мономах – краткая биография. От ранних лет до княжения Святополка Изяславича

Поучение мономаха читать краткое содержание. Владимир Мономах – краткая биография. От ранних лет до княжения Святополка Изяславича

Доклад о князе Владимире, которого еще называли Красное Солнышко может быть представлен учениками 4 или 5 класса. Сообщение о князе Владимире лучше пересказать своими словами.

Владимир Мономах: доклад

Владимир I Святославич - князь новгородский, великий князь киевский (978-1015), при котором произошло крещение Руси. Он правил государством практически сорок лет.

Родился Владимир более тысячи лет назад, когда Киевскую Русь разрывали множественные внешние завоеватели - в 948 году. У него было два старших брата - Ярополк и Олег. В 970 году Владимир получил управление городом Новгород, Олег — Древлянской землей, а Ярополк — Киевом. У каждого брата было свое княжество, и их интересы не пересекались. Но так было недолго.

В 972 году отец Владимира погиб, и в 977 году началась междоусобная война, Ярополк напал на Олега и разгромил его войско. Владимир, узнав о смерти Олега, решил покарать братоубийцу, собрал дружину и первым делом лишил Ярополка его «правой руки» - варяга Рогворда, что поставлен был его братом княжить в Полоцк. Подчинив половецкие земли, он захватил Киев, но Ярополк бежал, и выманив его на переговоры, Владимир убил его.

С 980 года князь Владимир стал единоличным правителем Киева.

Пока братья разбирались между собой, польский князь Мечислав I захватил западные русские земли, а на Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

В 987г. совершил поход на город Херсонес. После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство.

После долгих размышлений и поисков Владимир Святославович стал крестителем всей Руси в 988 году. Он сверг языческих идолов, стал возводить Божьи храмы, соблюдать святые заповеди. За множество добрых дел народ любил его как родного отца и прозвал «Красным солнышком».

Яркую фигуру князя-воина, умного и доброго администратора. С раннего возраста Владимир начал принимать участие в охотах на диких зверей и побывал, как он сам говорит в своем поучении детям, и на рогах у тура, и в лапах медведя, и под клыком кабана.

Бесстрашный и неутомимый, он рано начал и свое боевое поприще. В 1076 г. отец вверил Владимиру начальство над дружиною для похода в Силезию, на помощь польскому королю Владиславу III против чехов. В 4-месячном походе принимали участие еще дружины великого князя Киевского Святослава и Олега, князя Волынского. Войска дошли через Глогову (Глогау) до Чешского леса (Бемервальда).

Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"

В 1078 г. Владимир Мономах с дружиной отца своего ходил на поддержку его брата и союзника, великого князя Изяслава Киевского , против Всеслава, князя Полоцкого, и сжег Полоцк. Когда же союзники Всеслава, призвав половцев , вторглись в южную Россию, разбили войска князя Всеволода на реке Оржице и взяли Чернигов (куда Всеволод незадолго до этого перешёл княжить из Смоленска), Владимир поспешил на помощь отцу и обложил Чернигов. В происшедшей под стенами его битве пал Изяслав, и его место на великокняжеском столе в Киеве занял Всеволод, отец Владимира Мономаха.

Но против него шли, с одной стороны, сыновья Святослава, Олег и Роман, снова призвавшие половцев, а с другой – Всеслав Полоцкий. Владимир Мономах вначале обратился на Святославичей, шедших к Чернигову, и, переманив на свою сторону половцев, сокрушил братьев. Роман был убит, Олег бежал в Грецию. После этого он пошел на Всеслава, осаждавшего уже Смоленск. Всеслав не принял боя и, зажегши Смоленск, бежал в свою Полоцкую землю . Владимир Мономах преследовал его конницей и опустошил его владения. В 1079 г. он снова ходил в Полоцкую область и взял Минск.

В период 1080 – 1092 гг. Владимир Мономах совершил целый ряд удачных походов: против торков, живших в Переяславской области и против вятичей и половцев, грабивших южные русские области. В 1093 г. Всеволод умер, но Владимир Мономах уступил великое княжение в Киеве сыну Изяслава, Святополку . Половцы снова вторглись в русские пределы и угрожали Киеву. Владимир Мономах поспешил к нему на помощь и, уступая настояниям Святополка и его бояр, веривших в военные таланты Владимира, перешел реку Стугну и дал половцам сражение (26 мая 1093 г.) под стенами города Триполья. Киевская рать, составившая правое крыло русского боевого порядка, не выдержала натиска половцев, и отступила; центр и левое крыло пытались еще держаться, но были сброшены в Стугну. Владимир Мономах едва спасся от побоища и укрылся в Чернигове. Здесь его в следующем 1094 г. осадил вернувшийся из Греции Олег Святославович , снова приведший на Русь полчища половцев. Владимир Мономах оборонялся упорно, но должен был уступить силе и удалился в Переяславль.

Однако, уже в 1095 г. Владимир Мономах и Святополк отомстили половцам, разорив их земли, а затем обратились против Олега, который бежал из Чернигова в Стародуб, оттуда пробрался на север, овладел Муромом, Ростовом и Суздалем, но был разбит на реке Клязьме сыном Владимира Мономаха, Мстиславом.

Русские князья заключают мир в Уветичах. Картина С. В. Иванова

Между тем, половцы снова подступили к Киеву и, в то время как Владимир Мономах со Святополком разбили одно их полчище на реке Трубеже (19 июня 1097 г.), другое овладело Киевом и разграбило его. Это несчастье побудило Владимира Мономаха обратиться ко всем русским князьям с предложением прекратить междоусобные брани, привлекавшие на Русь орды хищников, и на съезде в Любече (1097 г.) он уговорил их помириться и действовать сообща против половцев.

Хотя этот приговор князья и скрепили крестным целованием, междоусобия продолжались, и только в 1103 г., после съездов в Витичеве и у Долобского озера , Владимиру Мономаху удалось соединить князей в общем походе на половцев. В урочище Сутень, на Днепре, собрались конные и пешие дружины почти всех русских князей и 4 апреля наголову разбили половецкие войска. После этого, действуя сообща, под общим руководством Владимира Мономаха, русские одержали ряд побед над половцами под Лубнами, возле Переяслава, на Дону и на реке Сале. С тех пор, говорит летописец, «слава о русских подвигах прошла по всем народам: грекам, ляхам, чехам и дошла даже и до Рима». Половцы перестали тревожить русскую землю.

Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Картина А. Кившенко

В 1113 г. умер Святополк, и киевляне избрали своим князем Владимира Мономаха. Время правления Владимира считается самым цветущим в истории Киева. Набеги враждебных племен уже не беспокоили русские земли. Печенеги , торки, берендеи были изгнаны им из русских пределов, сыновья его успешно охраняли Русь от половцев, волжских болгар и чуди, совершая походы в Финляндию. Владимир Мономах был так силен и пользовался таким влиянием на младших князей, что никто из них уже не пытался оспаривать у него старшинство. Заняв киевский стол, Владимир Мономах обратил все свое внимание на внутреннее устройство своего княжества . Ему приписываются важные дополнения к кодексу «Русская Правда ». Месть за убийство была отменена и заменена платежом денежного штрафа; ограничено было взимание процентов при займе, значительно облегчено положение холопов, было запрещено обращать в холопство за долги и т. п.

Эпоха Владимира Мономаха была также расцветом художественной и умственной деятельности на Руси. В Киеве и других городах было воздвигнуто много больших и красивых храмов и переведено на славянский язык много греческих книг. Сам Владимир Мономах написал так называемое «Поучение» своим детям (см. его полный текст и краткое содержание), в котором, подробно излагая свою жизнь, дает детям советы, как вести себя. «Никого смертью не казнить», «все делать самим, во все вникать, не полагаться на тиунов и воевод», «в походе самим наряжать стражу, а проходя с войском по русским землям, не дозволять делать вреда жителям». Наконец, он велит своим детям учиться, указывая на своего отца, Всеволода, который, сидя дома, выучился пяти языкам.

Владимир Мономах скончался в 1125 г. близ Переяславля, 72 лет от роду. По собственным словам его в поучении детям, он совершил 83 крупных похода («маловажных не упомню»), заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 их ханов, а более 200 казнил и потопил в реках. Имя Владимира Мономаха было так популярно, что впоследствии создалась легенда, будто византийский император прислал ему знаки царского достоинства, «венец и бармы».

Вступил на великокняжеский стол (1113 г.) уже шестидесяти лет, но был еще бодр и духом и телом. Половцы не смели при нем тревожить Русскую землю. Княжеские усобицы притихли . Правдивый и набожный, добродушный и вместе с тем воинственный, Мономах высоко стоял в глазах всех своих современников, привыкших видеть всюду вероломство, насилие и злобу. Удельные князья уважали Владимира и вместе с тем боялись его – был он милостив, но бывал и строг. Когда какой-нибудь князь начинал смуту, он старался всячески уговорить его, умиротворить, уладить дело мирным путем. Если же беспокойный князь упорствовал, то Владимир строго наказывал его, даже отнимал у него удел.

Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"

«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.

Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…

Послушайте меня, дети мои, – продолжает Мономах. – Если не все поучение мое примете, то примите хоть половину. Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше.

Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.

Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.

Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.

Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.

Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.

Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.

Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.

Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.

А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах. (В этой части «Поучения» Владимир Мономах подробно перечисляет свои походы .) Всех моих походов было, говорится далее, 83 больших, а прочих меньших и не вспомню. Девятнадцать раз заключал я мир с половцами при отце и после смерти его. Более ста вождей их выпустил из оков (из плена). Избито их в разное время около двухсот. А вот как трудился я на охотах и ловах: коней диких по 10, по 20 вязал я своими руками; два тура (дикие быки) метали меня на рогах с конем вместе; олень меня бодал; два лося – один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь оторвал у меня меч с боку; медведь у колена прокусил подседельный войлок; лютый зверь вскочил ко мне на колени и повалил коня со мною, а Бог сохранил меня целым и невредимым; с коня много раз я падал, голову разбивал два раза и руки, и ноги вредил себе в юности моей, жизни своей не жалел, головы своей не щадил. Что можно было делать и отроку моему, то сам я делал – на войне и на ловах, ночью и днем, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагался ни на посадников, ни на биричей – сам все делал, что надо; сам смотрел за порядком в доме, охотничье дело сам правил, о конюшнях, о соколах и ястребах сам заботился. Простого человека, убогой вдовицы не давал в обиду сильным; за церковным порядком и службой сам присматривал.

Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтет эти слова, – завершает Владимир Мономах своё поучение. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил меня неленивым и способным на все человеческие дела.

Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, если не будет на то воли Божией, а если от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Божья охрана лучше человеческой…»

Из Поучения этого ясно видно, как глубоко понимал Владимир Мономах учение Христово, как заботился он о правом суде и защите слабых, как высоко понимал обязанности князя. И сам он действительно исполнял их не за страх, а за совесть.

Неустанно хлопотал Владимир Мономах о прекращении усобиц, о примирении враждующих, – по его мысли собирались княжеские съезды (Любечский , Витичевский и Долобский). Князь Владимир постоянно настаивал на общем союзе князей против половцев, – потому современники так высоко и ставили этого великого человека.

Он, по словам летописца, не величался, по заповеди Божией творил добро врагам своим, был очень милостив к нищим и убогим, не щадил имения своего – все раздавал нуждающимся. Понятно, отчего так любил Мономаха и простой народ, и духовенство; да и дружина не могла не любить его – вождя, не знавшего страха в бою, отважного охотника, князя милостивого и щедрого, хотя и не дававшего своим приближенным большой воли, не позволявшего им обижать народ. Благочестием Владимир Мономах отличался таким, что, стоя в церкви и слушая церковное пение, не мог удержаться от слез. Только к половцам , заклятым врагам Русской земли, он был суров, а иногда и беспощаден. (В одном случае он даже позволил своим боярам убить двух половецких послов.) Умер Мономах на 74-м году от роду (1125).

Цари московские впоследствии великою честью для себя считали называться потомками Владимира Мономаха. В Оружейной палате хранятся так называемая Мономахова золотая шапка и еще некоторые принадлежности торжественного царского убора (скипетр, держава и бармы). По преданию, они были присланы в дар Владимиру Мономаху греческим императором. Впоследствии московские цари возлагали на себя эту шапку и бармы в день венчания на царство.

Правление Владимира Мономаха приходится на 1112-1125 годы. На Киевское княжение он сел, будучи 60-летним человеком, образованным и мудрым. Может быть, поэтому годы его царствования считаются лучшими для Древнерусского государства.

Один из Рюриковичей

Внук любимый сын Великого Киевского князя Всеволода и византийской княжны Анны (дочери константинопольского императора Константина Мономаха) родился в 1053 году. После возмужания он был опорой отцу во всем. Естественно, что Всеволод завещал Киевский престол ему. Но ненавидящий междоусобицы Владимир отказался от Великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка II Изяславича, так как отец Мономаха Всеволод занял Киевский престол после изгнания своего брата Изяслава. Киевляне не очень любили Святополка и его окружение, в первую очередь за дружбу с половцами и за то, что при нем ростовщичество достигло невиданных размеров.

Мудрый и популярный

Сразу после смерти Киевского князя Мономаху было послано приглашение на Великое княжение, но он не рванулся в столицу, потому что не хотел нарушать правопреемственность престола, так как считал, что за Святополком править должны либо Олег Северский, либо Давид Черниговский, либо Ярослав Муромский - все потомки Святослава. Его медлительностью воспользовались киевляне, страдающие от непосильного гнета евреев-ростовщиков, и в городе вспыхнуло восстание, сопровождающееся погромами. Опять послали гонца к Мономаху. На этот раз он не медлил. У Владимира (его церковное имя - Василий) и до занятия Киевского престола была славы миротворца, победителя половцев (он заключил с ними 19 мирных договоров) и объединителя земель русских (сыновья его сидели в крупных городах - Новгороде, Смоленске и Ростове, а брат Ростислав княжил в Переяславле).

Блестящее начало

Правление Владимира Мономаха в любом городе - Смоленске 1073-1078, Чернигове 1078-1094, Переяславле 1094-1113 - было мудрым и успешным. Взбунтовавшиеся киевляне требовали на княжение только Владимира, по прибытии которого восстание утихло. Но Мономах разобрался с его причинами, дабы избежать волнений в будущем, и значительно урезал ставки ростовщиков (не выше 20 % годовых), чем облегчил жизнь низов. «Устав о резах» был принят после тяжелого согласования с представителями элиты. После того как тем удалось втолковать, что ростовщичество в конечном счете вредит не только Руси, но и им самим, было принято решение о высылке всех евреев-ростовщиков за пределы страны. Оговаривалось, что все нажитое имущество «финансисты» могут взять с собой, но больше никогда не должны возвращаться на Русь. Естественно, что многие из иудеев приняли православие.

Второй прототип Владимира Красна Солнышка

Годы правления Мономаха стали последним подъемом Киевской Руси. Удачливый полководец, хороший политик, образованный человек и талантливый писатель, оставивший после себя литературные произведения, он обеспечил Руси годы спокойной жизни - печенеги были изгнаны, половцы боялись грабить русские земли, потому что в походах против них князь опирался на народное ополчение, а не на наемников. Он был очень популярен в народе, его черты дополнили образ былинного Владимира Красна Солнышка (первым прототипом был его дед Владимир, креститель Руси). Подвиги Ильи Муромца приходятся на годы правления Владимира Мономаха

Большая внешнеполитическая победа

Внешняя политика этого достигла своего расцвета при сыне умершего византийского императора Алексея I Иоанне II, который упредил поход крупного русского войска на Константинополь. Желая мира с Киевской Русью, греки добровольно пошли на громадные уступки - Мономаха удостоили титула царя, по значимости равного басилевсу Византии. Ему были преподнесены царская одежда, скипетр, держава и венец, знаменитая и легендарная «шапка Мономаха». Союз был закреплен династическим браком - сын Иоанна, наследник Алексей, женился на внучке Киевского князя. Таким образом, правление Владимира Мономаха ознаменовалось установлением с Византией крепкого родственного союза.

Гибкий политик

Правда, предупрежденный поход на Константинополь предусматривал захват по пути следования придунайских земель, но Мономах всегда ради мира мог чем-то поступиться. Поэтому эти земли остались за Византией. После борьбы с минским князем Глебом и его пленения эти земли стали дружественными Киеву - там признавалась его верховная власть.

К несомненным достоинствам можно отнести и то, что в годы правления Владимира Мономаха три четверти всех русских земель были сосредоточены в его руках. Со всеми соседями, где договорным путем, а где - военным, были заключены мировые. Так, был подавлен мятеж на Волыни, где правил сын Святополка, приходившийся зятем Владимиру, Ярослав. Он превратил свой двор во враждебное Киеву логово. Сюда бежали как евреи-ростовщики, так и всевозможные вечные недруги Руси. Большое войско из чехов, венгров, поляков направилось к Киеву. Навстречу ему шла рать Мстислава Владимировича. Сам Ярослав был уже убит русскими воинами при осаде Волыни. Оказывать помощь умершему было нелогично, вражеское войско отступило.

Рост мощи Руси

Ни волжские булгары, флотилия которых была разгромлена русскими воинами, ни жители Прибалтики и Финляндии, исправно платившие дань, не совершали набегов на русские земли в правление Владимира Мономаха. Все это дало возможность заняться благоустройством государства. Строились церкви, расширялась торговля, начали чеканить монету, переводились книги с византийского языка, стали открываться школы, в которые на обучение отдавались дети лучших семей. Будучи образованным человеком и одаренным писателем, Владимир оставил потомкам свои произведения - «Поучение» и «Хождение». Кроме того, Нестором, монахом Киеве-Печерской Лавры, создается «Повесть временных лет» (1117 год). Правление Владимира Мономаха в Киеве превратило город в крупный торговый и культурный центр. Он оставил о себе хорошую память в веках и пример управления государством, которое делает страну процветающей. О нем хорошо отзываются не только в написанной в годы его правления «Повести временных лет», но и в Ипатьевской летописи и в «Слове о погибели земли Русской». И после его смерти некоторых его потомков венчали на царство «шапкой Мономаха».

Начало правления Владимира Мономаха пришлось на 20 апреля а закончилось 19 мая 1125 года, в день его смерти. При Владимире Мономахе получили широкое распространение династические браки. Он переженил всех своих многочисленных детей почти со всеми венценосными особами Европы. Заключались браки и с детьми ханов.

Итоги правления

Сильную державу, с которой считались соседи, оставил после себя Владимир Мономах, итоги правления которого можно подвести следующим образом. Главным достижением было прекращение набегов половцев, разорявших страну. Авторитет Руси возрос несказанно после победы над ними. Дальнейшему его росту способствовали взвешенная внешняя политика и династические браки.

Мономах усилил централизацию власти, и таким образом ему удалось сохранить полный контроль над всеми городами и торговыми путями Руси. Как следствие прекращения междоусобиц и наступления мирной жизни стали развиваться все отрасли хозяйства, литература и искусство, а также значительно возросла мощь страны - как военная, так и экономическая.

Сын Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина 9-го Мономаха, Анны, Владимир Всеволодович Мономах родился в 1052 г., 26 мая. С 1067 г. стал князем смоленским, а позже, с 1078 г., - черниговским. В период с 1113 по 1125 г. Мономаху принадлежал великий киевский престол. Он показал себя не только сильным правителем, но и удачливым военачальником, а также писателем.

Князь Владимир Мономах стремился поддерживать мирные отношения, избегать усобиц между русскими удельными князьями. Но, как это ни парадоксально, миротворческие устремления часто приводили Мономаха в самый центр . Первое серьезное военное столкновение в биографии Владимира Мономаха произошло в 1077 г. Тогда он выступил против по приказу Изяслава, киевского князя. В 1078 г. Мономах принял участие в междоусобном споре о киевском княжении, которое досталось в итоге его отцу. В том же году он получил от отца в княжение Черниговские земли, где отстроил замок (в Любече), способный выдержать серьезную осаду. Но, когда в 1094 г. под его стены пришел Олег Святославич с войском половцев, захотевший вернуть княжение своего отца, Владимир не стал сражаться. Он ушел с дружиной в Переяславль, который после занятия смоленского престола передал своему брату.

Будучи смоленским князем, Владимир не только стремился наладить мирные отношения с соседними князьями, но и помогал им в борьбе с врагами. Он являлся организатором (1097 г.) и в Витичеве (Уветичах) (1100 г.).

Хотя отец завещал великое киевское княжение именно ему, Владимир Мономах отказался от этой великой чести и назвал князем киевским Святополка 2-го Изяславича, своего двоюродного брата. Позже Мономах оказывал Святополку помощь в походах на кочевников-половцев. Завещание Всеволода осуществилось только после смерти Святополка 2-го в 1113 г. На правление Владимир Мономах был призван верхушкой киевской знати, устрашившейся разгоревшегося народного восстания против ростовщиков. Князь не только подавил смуту, но и счел необходимым разобраться в причинах ее возникновения. Стремясь предотвратить повторение подобного, он способствовал урегулированию норм долгового права, что было отражено в Уставе Владимира Мономаха. Этим Уставом отменялось холопство за долги, устанавливался точный размер взимаемых процентов, что улучшало положение должников и наемных работников (закупов).

Годы правления Владимира Мономаха ознаменовались непрерывной борьбой с половцами. Стремясь укрепить мир в русских землях, Владимир помогал удельным князьям в . Немногим менее 20 раз заключал с половцами мир. Был сторонником наступательной политики и организовывал рейды вглубь половецких территорий. Активно использовал для организации своих походов народное ополчение. И такая позиция приносила свои плоды. В те периоды, когда кочевники уходили от границ Руси и на пограничных землях наступал мир, популярность князя была невероятно высока.

В 1116 г. Мономах участвовал в войне против Византии, поддерживая свергнутого императора Диогена, женатого на Марии, его дочери. Война прекратилась после гибели Диогена. В том же году сын Владимира Мономаха Мстислав был отправлен в поход на половцев. В 1120 г. с русских земель были изгнаны .

Правление князя Владимира Мономаха привело к серьезному экономическому и политическому усилению Руси. Это был период расцвета культуры и литературы. Стоит отметить, что для своего времени Владимир был прекрасно образованным человеком и обладал несомненным литературным талантом. На закате жизни он создал дошедшее до нашего времени «Поучение Владимира Мономаха детям».

Рассказ князя о своей жизни, письмо к князю черниговскому и мудрые советы потомкам - вот краткое содержание «Поучения Владимира Мономаха». Обращаясь к читателю, русский князь призывает творить добро и иметь страх божий в сердце. Дает Владимир и вполне практические советы: не полагаться в войне на воевод, устанавливать строгий порядок и требовать соблюдения его, не расставаться с оружием в неспокойные времена, любить жену, но не давать ей власти над собой и т.д. Важнейшее значение этого произведения заключено не в его литературных достоинствах и практической полезности, а в прозвучавшем из уст князя призыве к объединению русских земель и прекращению усобиц.

Умер Владимир Мономах в 1125 г., 19 мая. Князь был похоронен в киевском Соборе Святой Софии. После смерти Мономаха на киевский престол взошел его сын, .



просмотров