Переход на новую инструкцию. Обособление операций завершения финансового года и межотчетного периода образовавшимся у учреждений за счет средств

Переход на новую инструкцию. Обособление операций завершения финансового года и межотчетного периода образовавшимся у учреждений за счет средств

Как известно, с 1 января 2018 года вступают в силу первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н ;
  • Стандарт "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 260н ;
  • Стандарт "Основные средства", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н ;
  • Стандарт "Аренда", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н ;
  • Стандарт "Обесценение активов", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н


Какие корреспонденции нужно отразить в межотчетный период?

Все корреспонденции по признанию объектов в составе основных средств - недвижимого имущества, а также по переводу основных средств на новые счета учета производятся в межотчетный период.

Бухгалтерские записи отражаются с применением счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Рассмотрим эти ситуации на примерах.

Пример 1.

На счете 0 101 12 000 по стоимости 100 000 руб. у бюджетного учреждения числятся произведенные неотделимые улучшения в арендованный объект недвижимости, начисленная амортизация по неотделимым улучшениям - 40 000 руб. С 01.01.2018 арендованный объект недвижимости как объект финансовой аренды признается основным средством. Учет его будет организован на счете 0 101 12 000. Кадастровая стоимость объекта - 2 000 000 руб. В межотчетный период следует отразить следующие бухгалтерские записи по признанию нового объекта основных средств:

  • Дебет 0 104 12 000 Кредит 0 101 12 000 Сумма 40 000,00 руб - Списание накопленной на дату пересмотра стоимости объектов недвижимости амортизации (в уменьшении стоимости объекта.
  • Дебет 0 101 12 000 Кредит 0 401 30 000 Сумма 1 940 000,00 руб - Увеличение стоимости объекта недвижимости до актуальной кадастровой стоимости.

Пример 2.

Объекты недвижимости, учтенные до 1 января 2018 года на счета 0 101 13 000 "Сооружения - недвижимое имущество учреждения", необходимо перевести на учет на счета 0 101 12 000 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения". Такой перевод осуществляется в межотчетный период бухгалтерскими записями:

  • Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 101 13 000
  • Дебет 0 101 12 000 Кредит 0 401 30 000

Отражен перевод балансовой стоимости сооружения со счета 101 13 на счет 101 12

  • Дебет 0 104 13 000 Кредит 0 401 30 000
  • Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 104 12 000

Отражен перевод накопленной по объекту амортизации

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Если казенное учреждение снимает в аренду помещение у частного лица, но не несет никаких расходов, связанных с содержанием данного помещения, нужно ли в таком случае применять новый СГС "Аренда"?

Ответ: Да, т.к. заключен договор аренды значит применять новый СГС «Аренда» нужно.

>Вопрос: Меня интересует вообще перевод основных средств на новые стандарты, с каких счетов на какие переводить?

Ответ: Перевод объектов основных средств в бюджетном (бухгалтерском) учете при первом применении СГС "Основные средства" (по состоянию на 1 января 2018 года) в иную группу основных средств либо в иную категорию объектов бухгалтерского учета, а также отражение на балансовых счетах вновь признаваемых при первом применении объектов (активов), осуществляется в межотчетный период с использованием счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной на основании данных Инвентаризации объектов основных средств, проведенной субъектом учета в порядке, установленном им в рамках учетной политики. Так, сооружения, учитываемые на счетах 101.Х3 по состоянию на 01 января 2018 года необходимо перенести на счета 101.Х2, а библиотечный фонд со счетов 101.Х7 на счета 101.Х8. Для учета группы объектов основных средств "Многолетние насаждения" с 01 января 2018 года предназначен счет 0 101 07 000 "Биологические ресурсы", а для группы объектов "Инвестиционная недвижимость" предназначен счет 0 101 13 000 "Инвестиционная недвижимость".

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете на нашу рассылку, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Федеральное казначейство в связи с многочисленными запросами территориальных органов Федерального казначейства по вопросу отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности операций межотчетного периода сообщает следующее.

Судебная практика и законодательство - <Письмо> Казначейства России от 26.12.2013 N 42-7.4-05/2.2-866 <Об отражении в бюджетном учете и бюджетной отчетности операций межотчетного периода>

При введении в ППО "АСФК" исправительной Справки по форме 0504833 (с операционными проводками) на коррекцию данных "без права расходования" по лицевому счету с кодом "20" изменились обороты по счету бюджетного учета 8.40230.000 "Результат прошлых отчетных периодов" в Журнале по прочим операциям за межотчетный период 2014 года, который формируется в соответствии с письмом Федерального казначейства от 26.12.2013 N 42-7.4-05/2.2-866 "По вопросу отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности операций межотчетного периода". В данном регистре бюджетного учета ошибочно отразилась бухгалтерская запись: Д 8.40230.000 - Кр 8.40230.000. Зарегистрировано обращение SF-237998. Решение вопроса затягивается. Просим оказать содействие.


Казенные учреждения и бюджетные учреждения, являющиеся получателями средств бюджета, с 1 января 2011 года обязаны вести бюджетный учет в соответствии с приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и 06.12.2010 № 162н. Оба приказа прошли регистрацию в Минюсте России и применяются при формировании учетной политики с 1 января 2011 года.
Вероятно, Минфин России не успеет до конца первого квартала 2011 года подготовить каких-либо методических указаний по переводу учреждения на новые правила учета, а это означает, что руководитель в данном случае самостоятельно регулирует процесс перевода на новый план счетов при формировании учетной политики на 2011 год.
При подготовке рабочего плана счетов следует использовать в работе Таблицу соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", которую Минфин России довел до сведения и использования своим письмом от 29.12.2010 № 02-06-07/5396.

Как переносить счета с одного плана счетов на другой?

Минфин России письменно не дал рекомендаций по вопросу перевода счетов в межотчетный период. Межотчетный период с 31 декабря 2010 года на 1 января 2011 года.
По сложившейся практике и правилам общего перевода с одной программы на другую вначале переносятся сальдовые остатки по счетам на 1 января 2011 года, сформированные после сдачи годового баланса, на соответствующие счета новому Рабочему плану счетов. Перенос оформляется Справкой бухгалтера ф. 0504833, в которой задействованы прямые бухгалтерские записи, например:

Дебет 10111, 10131
Кредит 10101.

Те счета, которые не применяются, исключаются, а данные переносятся на соответствующие счета учета. Есть и особенности в переносе данных по счету 10109 на новый счет 10108 "Прочие основные средства", производится запись:

Дебет 10118, 10138
Кредит 10109.

Тонкости переноса с применением программного обеспечения: в практике компьютерная программа порой "не понимает" такие записи, как прямые проводки. И разработчики программ в целях контроля сохранности и проверки данных рекомендуют при переносе с одной версии программы на другую использовать промежуточный счет, например "0". А Справку по переносу данных в межотчетный период бухгалтер, конечно, должен подготовить по соответствию счетов согласно разработанной Минфином России Таблице соответствия счетов.

Сложности в отражении операций текущей деятельности

Текущая деятельность должна отражаться на новом плане счетов с 1 января 2011 года. Обороты, как это было в прошлых годах при изменениях в бюджетном учете, в случае отражения на счетах "по-старому", при переходе на новые правила переносить нельзя, поскольку переходного периода законодатель не установил и его не должно быть.
Бухгалтерия столкнется с проблемой, ведь прежняя Инструкция по бюджетному учету прекратила свое действие с 1 января 2011 года, а программное обеспечение "не успевает" на помощь бухгалтерии, и бухгалтерия какой-то период продолжает работу в старой версии программы и ведет учет по старым правилам, что противоречит нормам законодательства. Поскольку деятельность учреждений приостановить нельзя, она продолжается, но в "старом" режиме. Первичные документы оформляются и подписываются лицами в установленном Инструкцией № 157н порядке, но они (первичные документы) четко привязаны к хозяйственным операциям старой версии программы, иногда на них автоматически проставляется корреспонденция счетов в соответствии с отмененной Инструкцией от 30.12.2008 № 148н. Конечно, по нашему мнению, переделывать первичную документацию нельзя. Особенно это касается кассовых, банковских операций и операций с подотчетными лицами, где даже исправления на документах в некоторых случаях не допускаются. Какой выход из создавшейся ситуации? Нам кажется, что единственный выход - на самом документе рядом "со старой корреспонденцией" писать корреспонденцию счетов, соответствующую новым правилам учета.

Регулирование отдельными локальными актами вопросов внедрения новых правил бухгалтерского учета с 1 января 2011 года

По мере необходимости подготовки к внедрению отдельных положений по переходу на новые правила учета предлагаем обозначить перечень мероприятий, по которым надо подготовить отдельные локальные акты.
1. Разработать и утвердить рабочий план счетов на 2011 год, для чего составить Таблицу перевода на новый план счетов по соответствию счетов в целях единообразного подхода при формировании участниками бюджетного процесса, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета, рабочего плана счетов на 2011 год (использовать в работе Таблицу, доведенную указанным выше письмом от 29.12.2010 № 02-06-07/5396 ).
2. Создать комиссию по переводу на новые правила учета, чтобы члены комиссии подписали акты или один документ (приказ, распоряжение, акт) таблицы соответствия счетов, отражающие все особенности перевода.
3. Создать необходимые комиссии по приему, передаче, выбытию нефинансовых активов, утвердить положение о работе этих комиссий.
4. Подготовить приказ о переводе учреждения на новое программное обеспечение, отвечающее требованиям законодательства 2011 года по мере готовности, и указать о том, что в целях оперативной деятельности учреждения установить, что первичные документы оформляются по формам, действующим в 2010 году до момента начала действия Приказа Минфина России от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
5. Проверить перечни недвижимого имущества и движимого имущества с целью отражения этой информации на специально предназначенных счетах, которые необходимо использовать при переносе остатков по счетам.
6. Разработать методики учета (при многовариантности выбора в учетной политике): порядок формирования себестоимости готовой продукции, работ, услуг, распределение накладных расходов, отнесение общехозяйственных расходов. Если предусмотрена уставом торговая деятельность, то следует разработать методику учета товаров и отражение наценки на товары.
Необходимо проанализировать принятые нормативные акты и постепенно принимать локальными актами формирование Учетной политики на 2011 год.

Аналогичные вопросы возникнут и у бюджетных учреждений, которые перешли на финансовое обеспечение в качестве получения субсидий

Бюджетные учреждения нового типа обязаны с 1 января 2011 года вести бухгалтерский учет в соответствии с приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
Эти приказы применяются при формировании учетной политики с 1 января 2011 года. Переходного периода нет. В межотчетный период переносятся остатки по счетам на соответствующие счета по Таблице соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению", доведенной письмом Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5397.

Автономные учреждения

Автономные учреждения имеют свои особенности перевода на новый план счетов. Переходного периода по внедрению новых правил нет. Межотчетный период - с 31 декабря 2010 года на 1 января 2011 года. Кроме приказов от 01.12.2010 № 157н и от 23.12.2010 № 183н Минфин России рекомендует формировать учетную политику начиная с 1 января 2011 года по новым правилам учета. Перевод осуществлять в межотчетный период планируется исходя из особенностей ведения учета.
Валюта баланса может измениться на начало года, потому что некоторые объекты учета отражались за балансом, например износ основных средств. В целях единообразия перехода Минфин России довел письмом от 29.12.2010 № 02-06-07/5398 Таблицу соответствия счетов между коммерческим Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, бюджетным Планом счетов, предусмотренным приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, для тех учреждений, которые вели бюджетный учет, и Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
К сожалению, комментария по переводу отдельных объектов учета в письме не содержится. Проблемные вопросы рассматривались в наших журналах ранее. Читайте статью "Проблема перехода автономных учреждений на ведение бухгалтерского учета на основе ЕПС" (журнал "Советник бухгалтера" № 1 за 2011 год).

Казначейства России от 26.12.2013 N 42-7.4-05/2.2-866 межотчетным периодом считается условный период, логически следующий за дополнительным периодом предыдущего финансового года и заключением счетов бюджетного учета, но отражающий изменение входящих остатков на счетах бюджетного учета текущего финансового года, для отражения операций, необходимость проведения которых обусловлена внесением изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок ведения бюджетного учета, или проведением реорганизационных мероприятий.

Иными словами, операции, проводимые учреждениями в межотчетный период, изменяют входящие остатки текущего финансового года, не относясь при этом ни к отчетному финансовому году, ни к текущему.


Операции межотчетного периода характерны как для получателей бюджетных средств и финансовых органов, осуществляющих исполнение бюджета публично-правового образования, так и для бюджетных и автономных учреждений.

В ряде случаев отражение операций межотчетного периода приводит к изменению валюты баланса учреждения - валюта баланса на конец предыдущего финансового года может не совпадать с валютой баланса на начало текущего финансового года.


К операциям межотчетного периода применительно к государственным (муниципальным) учреждениям, в частности, можно отнести:

Примечание

Отражение результатов переоценки нефинансовых активов

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов , руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин , зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк , государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский , начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева , ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова , ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина , редактор-эксперт

В. Сульдяйкина , редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина , эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова , эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако , редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина , редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная

Подскажите пожалуйста. У меня казенное учреждение. мы работаем по смете. В 2015 году у нас были КБК одни, в 2016 году КБК поменялись (поменялась структура счета, в целевых статьях стало 10 знаков вместо 7). На конец 2015 года была дебиторка и кредиторка. Теперь эти задолженности надо перенести на КБК 2016 года. Какими проводками это сделать и в какой момент времени? 31 декабря 2015 года после закрытия счетов или 1 январем 2016 года?

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

Остатки по счетам на начало года нужно формировать с использованием актуальных кодов бюджетной классификации. Для этого исходящие остатки прошлого года переносятся в межотчетном периоде на входящие остатки текущего года с актуальными КБК. Однако прежде подлежит корректировке рабочий план счетов и отражаются изменения в учетной политике учреждения. Для формирования проводок нужно использовать в работе письмо Казначейства России от 17.05.2011 № 42-7.4-05/8.1-333 "О направлении Методических рекомендаций по переходу на план счетов бюджетного учета, применяемый с 1 января 2011 года". Согласно указанному письму, перенос остатков оформляется Справкой (ф. 0504833), в которой задействованы прямые бухгалтерские записи, например:

Дт 302.ХХ.000 (старая классификация) Кт 302.ХХ.000 (новая классификация).

Перенос остатков по счетам должен производиться после осуществления операций по закрытию счетов бухгалтерского учета и составления бюджетной отчетности за 2015 год.
Для того чтобы корректировочные записи межотчетного периода отразились как входящие остатки, их следует ввести датой 31.12.2015.



просмотров